Межличностный механизм социализации
функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.
Таким образом, психологическое и педагогическое рассмотрение процессов социализации показывает, что на определенном этапе успешность освоения человеком социальных норм зависят от уровня рефлексии, определяющей осознанность его действий и произвольность поведения, формирование которого происходит в результате деятельностного включения человека в общественную практику. Важное значение для подрастающего индивида имеет наличие социально приемлемых образцов взрослости. Условия протекания данного процесса задаются, прежде всего, институтами социализации, к основным из них можно отнести: семью, школу, СМИ.
Процесс социализации идет в разного типа средах. Необходимо определится с понятием среды и спецификой их организации в ситуации постановки задачи социализации.
Перейти на страницу: 1 2 3
|