Выйдя из дому, дети сталкиваются с самыми разными типами городского пространства. Это может быть двор - колодец с большой помойкой в углу, с множеством бродячих кошек и собак, с глухой стеной, где девочки играют в «Школу мячиков»; или чахлый скверик с несколькими песочницами и железными качелями для малышей; это может быть типичный пейзаж новостроек, безжизненные, открытые ветрам пустыри с вырытыми ямами; а может быть и благоустроенной детской площадкой, но в силу отсутствия норм освоения быстро приобретающая «заброшенный» вид.
В настоящее время с утратой безопасного физического пространства игр – городских дворов, с утратой группового взаимодействия и общения дети лишились возможности реализации своей групповой жизни, передачи всего богатства форм детской субкультуры, следствием чего, по мнению детских психиатров и психотерапевтов, стал рост детских неврозов, психических заболеваний и криминализация детской жизни.
М.В. Осорина [25] выделяя факторы, определяющие формирование ребенком определенного мировосприятия в процессе взросления, указывает на особую важность и значимость среди них - детской субкультуры. Первый фактор – это влияния «взрослой культуры», активными проводниками которой являются, первоначально родители, а затем и другие воспитатели; второй – это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; третий – это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколение в поколение детей и чрезвычайно значимы в понимании детьми того, как освоить мир вокруг.
Содержанием детской субкультуры являются групповые игры
, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К ним относятся такие традиционные для России игры, как «Лапта», Горелки», «Казаки-разбойники», «Жмурки», «Бояре» и другие. Но современные дети не играют в эти игры, причем зачастую не от незнания правил, а от неумения сорганизоваться.
Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной.
Нормы взаимоотношений детей в пространстве двора строятся на ценностях материального мира, гуманистические нормы: не жадничать, помогать, сотрудничать остались в прошлом.
Современный двор настолько стал пространством свободы от взрослого, что, несмотря на гуляющих во дворе маленьких детей, здесь же «тусуются» подростки с пивом и сигаретами, используя в лексиконе неформативную лексику являя при этом из себя образ взрослости.
В современной ситуации пространство двора требует переосмысления и создания новых форм организации.
Обсуждая пространство двора как среду взросления, мы опираемся на модель пространства, разработанную А.К. Лукиной.[18]
Данная модель включает в себя пять компонентов пространства:
· материальные, или архитектурно-предметные компоненты
· деятельностные компоненты
· информационные компоненты
· временные компоненты (время – не регламентируется, пока мать не позовет)
· социальные компоненты (отношения, нормы и человеческое наполнение)
|