Детско-подростковые клубы по месту жительства: первый опыт организации жизни двора на государственном уровне

Если в 50-е и 60-е годы целенаправленно организаций досуговой деятельности в пространстве двора внимание не уделялось и дети были предоставлены «сами себе», то к началу 70-х появились первые «детско-подростковый клуб по месту жительства» (далее ДПК) включающем клубные учреждения и клубные организации, создаваемые для детей и подростков по месту жительства (в основном) педагогами-организаторами с конца 60-х и начала 70-х годов.

Институт педагогов-организаторов в начале 70-х гг. введен по следующим причинам.

· Детская организация (пионерская) еще в 30-е годы была переведена в школу и по месту жительства почти не действовала.

· Институт организаторов воспитательной работы школ (введенный в середине 60-х годов в штаты школ) надежд на то, что таким образом школа сможет стать «организующим центром воспитательной работы в своем микрорайоне» не оправдал, несмотря на специальное на этот счет постановление правительственных органов.

· Институт воспитателей комнат школьника был малочислен, имелся лишь в незначительной части ведомственного жилого фонда, оплачивался профсоюзами лишь по их желанию, а функционал этих воспитателей был аналогичен функционалу воспитателей школьных групп продленного дня.

Педагоги-организаторы были введены в штаты учреждений коммунального хозяйства не случайно.

Учреждения коммунального хозяйства имели:

· помещения красных уголков и другие, которые могли быть использованы для воспитательной работы с детьми непосредственно в жилых домах;

· средства (1-2% отчислений от квартплаты) на культурно-воспитательную работу с населением.

Кем фактически были педагоги-организаторы?

Педагоги-организаторы были разные. Среди них можно выделить несколько типов.

· Заведующий красным уголком.(Наиболее распространенный тип педагога-организатора.) Как правило, это были женщины. Открывали в определенные часы помещения и предоставляли детям возможность общаться, играть в настольные игры. Иногда (как правило, если это от них требовало «руководство») устраивали утренники и другие мероприятия (как «принятие мер», чтобы удовлетворить, прежде всего «руководство»). Если районные организации проводили соревнования («Кожаный мяч», «Золотая шайба» и др.), то такие педагоги-организаторы организовывали группы детей для участия в этих соревнованиях. Кроме того, они участвовали в составлении смет Домовых комитетов на расходование отчислений от квартплаты и (как правило) - в их реализации (закупая культ- и спортинвентарь, мелкий хозяйственный инвентарь, подписываясь на периодику, заказывая лекции, а иногда концерты и экскурсии). Обязанностями по поддержанию в порядке спортплощадок и катков тяготились. В организации кружков детского творчества отдавали предпочтение кружкам художественного и прикладного (реже технического) творчества.

Соответственно, они отвечали: а) за то, чтобы доверенные им помещения были открыты в установленные (обычно вечером) часы; б) за то, чтобы в этих помещениях были дети и подростки; в) чтобы в помещениях соблюдались порядок, чистота и правила пожарной безопасности; г) за проведение мероприятий (преимущественно новогодних и по датам «красного календаря»); д) за реализацию смет, сохранность и использование инвентаря.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта