Главная же проблема применения такого наименования к новой эпохе в том, что оно слишком масштабно и применительно даже к социальному развитию в целом, т.к. любые исторически известные общества, начиная с самого первобытного, и охотничье, и аграрное, и индустриальное, также информационные, как энергетические и материальные. Эпохальный подход к периодизации развития общества отражает материальную особенность при археологической классификации по векам: каменный век с его подразделениями, медный, потом железный, которые продолжались тысячелетиями и могли бы быть добавлены длившимся миллионы лет деревянным или с учетов современных материалов. Так же хорошо просматривается в истории и энергетическая последовательность в применении различных видов топлива от дерева в кострах первобытных людей до современных угля, нефти, газа, которые все больше трансформируются в электроэнергию, и насколько это существенно для прогресса человечества можно судить по продолжающейся борьбе за обладание этими источниками энергии. Присуща всем эпохам социального развития и информационная составляющая в ее знаковой человеческой форме. Начиная с образного, картинного отображения реальности в первобытную эпоху путем видимо не только наскальных изображений, сохранившихся до наших времен, отмечается последующий переход к более содержательным иероглифическим знакам, а потом к буквенно-цифровым выражениям мысли посредством предложений языка и параметрических моделей. Этот процесс продолжается и сейчас в сторону поиска более емких и содержательных способов знакового отображения реальности, в том числе и глубинных интуитивных чувств, и не только в письменности, но и в быту, спорте, дорожном движении и т.п. Более того, даже общественные животные обладают развитыми коммуникационными возможностями; так танец рабочей пчелы показывает другим пчелам направление полета, дальность источника корма и его количество.
Таким образом, более прогрессивный подход к освещению новой эпохи как информационной идеологически опирается на научное знание, политической основой считает технократию, а экономическим базисом интеллектуальный капитал.
Наряду с постиндустриальным и информационным подходами к освещению особенностей нового общества имеется и ряд других, отличных по названию новой стадии социального прогресса как технотронное, постцивилизационное общество и все это способствует развитию представление о будущем обществе. Для теоретического обоснования созидания нового, по сути интеллектуального общества, следует использовать достижения проведенных исследований, устранится от крайностей имеющихся представлений, глубже понять характер новой эпохи, опираясь на имеющий более существенное значение эпохальный подход к формированию нового общества.
|