«Преступление и кара, подвиг и награда» занимает исключительное место в жизни и творчестве П.А.Сорокина. Этот объемный и весьма значительный по богатству мыслей труд был написан 24-летним студентом и сразу же вывел его если не на вершину, то все-таки на весьма высокую ступень российского социологического «олимпа». Одну из рецензий на книгу написал не кто иной как В.М.Чернов, «большой человек» в партии эсеров, в которой состоял и Сорокин. Рецензия в целом была отечески-благожелательной, Чернов только посоветовал автору поскорее освободится от схоластического влияния его учителей – Ковалевского и де Роберти.
Нас сейчас главным образом интересует не конкретное содержание книги, а та «политико-правовая утопия», которую создает Сорокин, основываясь на итогах своего исследования. Но все же в двух словах коснемся и этого содержания. Прежде всего отметим, что перекличка названия труда Сорокина с «Преступлением наказанием» – мнимая. Нельзя сказать, что ее вовсе нет, она, скорее, носит характер поверхностный, чисто внешний. Взгляды Сорокина и Достоевского на преступление и наказание совершенно противоположны.
Преступление, по Сорокину есть конфликт разнородных шаблонов поведения. Например, когда одна сторона в результате победоносной войны захватывает другую, так, что они отныне образуют одну «замеренную группу», в рамках единого теперь государства возникает конфликт двух разных шаблонов поведения. Резко возрастает амплитуда колебаний, кар и наград. Через одно-два-три поколения шаблоны выравниваются, необходимость в слишком суровых карах и слишком высоких наградах отпадает.
И вот, считает Сорокин, когда мир будет составлять единую замеренную группу, когда, по словам поэта, «народы, распри позабыв, в единую семью объединятся», - тогда надобность в карах и наградах исчезнет, преступлений и подвигов больше не будет, тогда, считает Сорокин, возникнет сверхчеловек, стоящий по ту сторону права и морали. Истоки этой утопии надо искать в общем мировоззрении Сорокина тех лет. Уместно здесь сказать о том, что в своей автобиографии, написанной уже на склоне лет, Сорокин скрыл одну немаловажную деталь: собственное учение о массонском движении. Для ученика Е. Де Роберти и М.Ковалевского в этом нет ничего удивительного. Добавим, что и примечательного в том смысле, какой ищут в подобных фактах нынешние обличители «всемирного заговора», здесь тоже не найти. Существеннее, что масонство учителей Сорокина было своего рода предельной точкой европейского Просвещения с его верой в бесконечный линейный прогресс и возможность земного рая.
Наверное, ни одна утопия не разрушалась так быстро под натиском жизни, как эта. Прошло чуть больше полугода после выхода в свет «Преступления и кары», как разразилась первая мировая война, которая поставила свой кровавый крест на утопиях «вечного мира», на теориях прогресса, и на наивно-сентиментальных верованиях в человека – что он якобы по природе добр.
|