Можно выделить следующие направления деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот:
1. Диагностическое направление.
Такой компонент как диагностика имеет значение для выявления проблем ребенка и субъектного потенциала их разрешения. Диагностика выступает неотъемлемой составляющей процесса поддержки, от ее качества зависит успешность деятельности всех специалистов службы социально-педагогической поддержки.
Функции координатора деятельности специалистов службы социально-педагогической поддержки детей-сирот для выработки коллективных, квалифицированных и обоснованных рекомендаций осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).
Психолого-медико-педагогический консилиум, являющийся структурой диагностико-коррекционного типа - необходимое звено процесса социально-педагогической поддержки. Его деятельность направлена на решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с негативными особенностями в развитии, детерминирующими школьную и социальную дезадаптацию.
Специалисты консилиума опираются на знание возрастных особенностей детей, проводят динамическое наблюдение и обследование воспитанников. Задачами консилиума выступают:
· консультирование воспитателей и учителей школы в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;
· выработка индивидуальных комплексных программ сопровождения развития воспитанников.
Учитывая, что консилиум является полноправным составляющим процесса социально-педагогической поддержки детей-сирот, работа выстраивается по взаимосвязанным этапам:
а) Диагностический. В процессе работы консилиума обсуждаются результаты проведенного диагностического исследования зафиксированной проблемной ситуации или выявленной в ходе первичного обследования.
б) Поисковый этап. На этом этапе собирается как можно больше информации о путях и способах решения выявленной на первом этапе проблемы развития. Здесь же распределяются полномочия в решении проблемы, адаптируется информация для осознания ее ребенком.
в) Договорной этап. На этом этапе специалисты обсуждают со всеми заинтересованными лицами (т.е., если необходимо в детский дом приглашаются учителя массовой и специальной школы, руководители кружков, и т.д.) возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, выбирают совместно различные методы и формы поддержки.
После выбора способа решения проблемы распределяются обязанности по его реализации. Если проблем оказывается несколько, то определяются сферы деятельности, способ взаимосвязи, а иногда и очередность их решения. Уточняются сроки исполнения и возможность корректировки индивидуальных программ социально-педагогической поддержки детей-сирот.
Таким образом, имеющаяся комплексная диагностика дополняется хорошо разработанными, индивидуальными программами коррекции выявленных проблем.
Распределив обязанности по реализации выработанных программ сопровождения, специалисты включаются в выполнение намеченного плана действий.
Обсудив результаты деятельности, специалисты социально-педагогической поддержки детей-сирот определяют, решена ли индивидуальная проблема или необходимо проектировать новые методы предупреждения и коррекции.
2. Профилактическое направление.
Цель деятельности специалистов - предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников и эмоциональных срывов, устранение психофизических перегрузок и т.д. В основе профилактической работы лежит создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка в стенах детского дома, поддержание психологически комфортного климата жизнедеятельности.
3. Психолого-педагогическое просвещение.
Организации более высокого уровня деятельности педагогов способствует эффективная система педагогических советов и методических объединений. Эта форма работы обеспечивает наибольшую продуктивность интеграции воспитательской работы.
4. Консультирование.
Это направление предполагает консультирование детей и воспитателей по результатам диагностики и социологических исследований, посещение уроков психологами, социальными педагогами, логопедами, валеологом (при необходимости консультирование воспитателей, администрации по итогам наблюдения за процессом обучения воспитанников детского дома). Специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы.
Перейти на страницу: 1 2 3
|