а в представлении стилей «диктат» и «сотрудничество» различия очень велики («диктат» - 15% и 44%, «сотрудничество» - 39% и 8%, т.е. численные значения изменяются в 3-4 раза) - в чем же причина такого несоответствия?[9]
Возможно, педагоги неадекватно оценивают свой стиль семейного воспитания, выдавая желаемое за действительное, ведь в модели идеального распределения стилей именно «сотрудничество» занимает ведущую позицию?
Может быть, педагоги не точно оценивают стиль семейного' воспитания своих коллег, предъявляя к ним слишком высокие требования в проявлении педагогических навыков даже к членам собственной семьи?
Или педагоги акцентированно демонстрируют авторитарность по отношению к собственным детям, предъявляя другим более «жесткий» стиль семейного воспитания?
Список вопросов можно продолжить.
Интересно рассмотреть и другие аспекты этой проблемы. Например то, что влияет на выбор стиля семейного общения. Здесь рассматривались лишь некоторые составляющие одной стороны воспитательного процесса - родителя (его образование, профессия, пол). В данном контексте можно рассмотреть влияние и таких факторов, как семейные традиции, опыт собственной родительской семьи, возраст родителей и др.
За рамками нашего обсуждения остался второй участник этого контакта - ребенок. Некоторые родители в анкетах отмечали, что стиль, выбираемый ими для общения с ребенком, во многом определяется, например, его возрастом, полом, отношениями со сверстниками, школьной успеваемостью, здоровьем, наличием или отсутствием других детей в семье и т.д.
Наряду с рассмотренными ранее специфическими проблемами, возникающими в процессе воспитания педагогами собственных детей, можно предположить наличие и общепсихологических проблем реализации различных специальных профессиональных навыков вне профессионального пространства.
Назовем некоторые из них.
Наличие внешнего и внутреннего фокуса контроля. Как привило, легче выполнять какие-либо действия, если функции контроля и поддержки представлены не только тем, кто осуществляет сам процесс, но и выражаются другой личностью (коллегами, руководством и т.п.).
В профессиональной деятельности четко оговорены объемы и сроки работы, требования, к ее качеству, поэтому легче бывает распределить свои силы, психологически подготовиться к началу и окончанию, деятельности.
Сам процесс и тем более результат профессиональной деятельности обычно более публичен, чем аналогичные проявления «для себя», а следовательно, возрастает влияние мнений окружающих людей. Однако это вступает в противоречие с тем, что значимость результата, создаваемого «для себя», обычно выше.
Наличие у специалистов профессиональных знаний ведет к более точному и дифференцированному представлению идеального конечного результата. В определенных случаях это может мешать, поскольку идеальный продукт недостижим, а делать хуже, зная как должно быть, сложно. Неспециалисты, не обремененные таким знанием, смелее включаются в реальный процесс.
Физическая и эмоциональная усталость.
Эти и другие проблемы часто приводят к тому, что успешные в профессиональном отношении люди бывают несостоятельны в аналогичной деятельности за рамками профессионального пространства.
У родителей-педагогов это осложняется еще и тем, что ребенок как объект профессиональной деятельности обладает выраженной индивидуальностью, самосознанием, находится в постоянном развитии и является активным участником воспитательного процесса.
|