Ст.1 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дает следующее определение: "Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц".
Под детской безнадзорностью понимается "отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно - в безразличии родителей, воспитателей к детям"[2].
Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к "группе риска":
дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;
дети из неблагополучных, асоциальных семей;
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Н.Н. Верцинская[3] относит таких детей к категории "избыточно-комфортного типа". Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых[4]:
рост числа асоциальных семей;
безработные родители;
беженцы и вынужденные переселенцы;
нестабильные браки (разводы);
низкий уровень благосостояния семьи;
негативный опыт отношений с родителями;
неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
В исследованиях, проведенных учеными Общественного института развития школы (Санкт-Петербург) в 2001 году, причины, способствующие росту беспризорности и безнадзорности, классифицированы следующим образом[5]:
социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса.
Перейти на страницу: 1 2 3
|