Сущность социокультурной ситуации в России

Основы евразийской концепции впервые были опубликованы в сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» в 1921 году. Свою миссию евразийцы видели в поиске нового пути России, основанном на переосмыслении ее исторической миссии в мире. Одним из ключевых принципов евразийства является принцип полицентризма: признание равноправных цивилизационных центров – Востока и Запада, а также признание особой роли России-Евразии как географически и культурно объединяющей оба эти центра. Нередко этот принцип выражался в резком неприятии доминирования романо-германской цивилизации, выраженном антизападничестве и обращении к Востоку.

Итак, что же такое Россия-Евразия? Исторический анализ этого концепта можно найти в работе «Взгляд на русскую историю не с Востока, а с Запада» Н.С. Трубецкого. Характеристикой евразийского мира является, во-первых, его цельность в географическом, антропологическом и культурном смыслах, что вызывало возможность и необходимость государственного объединения.

Во-вторых, характеристикой евразийского мира является его отличие, как от Запада, так и от Востока. Однако в ходе истории произошел поворот в сторону Запада, усилилось тяготение к западной европейской цивилизации. Усиление завоевательских настроений и стремления к экспансии в соседней Европе повлекло необходимость защиты культурной, политической и экономической независимости России- Евразии. Однако задача перенять технические достижения европейской цивилизации в целях защиты России-Евразии постепенно переросла в стремление сделать Россию ведущей европейской державой. Это стремление привело, в конце концов, к превращению России, по словам Н.С. Трубецкого, в «провинцию европейской цивилизации».

Одной из своих задач евразийцы считали отказ от широко распространенной идеи об исключительности западного Просвещения, и, если рассматривать более широко, поворот к Востоку. Они поставили под сомнение господствующее представление о европейской культуре как о вершине культурной эволюции, а также саму идею о существовании линии универсального исторического прогресса.

Представляется интересным проанализировать социокультурное содержание евразийской концепции.

Анализируя феномен идеологии, словенский социальный философ Славой Жижек пишет об идеологическом пространстве, которое содержит множество элементов – «плавающих означающих», структуризация которых в единое идеологическое поле происходит путем внедрения определенных «узловых точек», «останавливающих скольжение означающих, фиксирующих их значение – «пристегивающих» их». Таким образом, происходит так называемая идеологическая разметка действительности.

Применительно к культурному аспекту идеологической разметки действительности можно говорить о культурных парадигмах. С.В. Лурье использует термин «культурные константы», под которым понимается комплекс бессознательных представлений, определяющих характер и условия действия человека в мире. Она использует также термин «этнические константы» - культурные константы, соотнесенные с определенным этносом.

Итак, вернемся к анализу евразийской концепции. Как пишет Н.С. Трубецкой в работе «Мы и другие»: «для евразийства самым важным является именно изменение культуры, изменение же политического строя или политических идей без изменения культуры евразийством отметается как несущественное и нецелесообразное». В той же работе он говорит о задаче евразийства по отношению к культуре: «Евразийство подходит к национальной русской культуре без желания заменить ее какими-либо романо-германскими формами жизни (уже осуществленными в Европе или только представляющимися воображению европейских публицистов), а наоборот, с желанием освободить ее от романо-германского влияния и вывести ее на путь подлинно самостоятельного национального развития. Разумеется, и евразийство не принимает без разбору всего, что есть или было в русском народе самобытного, и тоже производит выбор между ценным и вредным или безразличным. Но при этом выборе евразийство руководствуется не тем, пригодно ли данное явление русской культуры или народного быта к осуществлению того или иного заимствованного у европейцев идеала (социализма, демократической республики и т.п.), а исключительно внутренней ценностью данного явления в общей связи русской национальной культуры».

Таким образом, основной идеей евразийства является сохранение и развитие самобытности русской культуры, ценностный отбор наиболее важных ее элементов. То есть, по сути, речь идет о формировании парадигматических культурных констант, на основе которых и происходит отбор элементов культуры.

Как уже упоминалось ранее, евразийские идеи оказались популярными и востребованными в современной социокультурной ситуации, поскольку предлагают вариант особого пути развития России. Однако в рамках евразийской концепции имеется немало противоречий и неясностей, что приводит к различному толкованию ключевых идей. В связи с этим можно сделать вывод о том, что в рамках евразийства не было выработано единой непротиворечивой концепции, которая давала бы ответы на актуальные вопросы. Однако представляется несомненным, что такой потенциал заложен в саму евразийскую идею.

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта