Современное российское телевидение (культурный и этический аспекты)

Переход России на рыночные отношения, коммерциализация, приватизация приводят к появлению в орбите телевидения крупных капиталов и вращения огромных финансовых средств. Телевидение становится отлаженным бизнес-проектом, с помощью которого можно зарабатывать большие деньги. Появляется множество центральных и региональных медиакомпаний, холдингов, зарождается медиаэлита, которая вскоре начинает составлять достойную конкуренцию элите экономической и политической, разрабатывается «Закон о рекламе» (1995г.), открывающий новые возможности и превращающий отечественное телевидение в систему отношений директоров телевизионных компаний с рекламодателями, производителями товаров и услуг. Развивается область социологии телевидения – медиаметрия, проводятся медиаизмерения, постоянный мониторинг и исследования телевизионной аудитории.

Российское телевидение за последние два десятилетия на фоне коренных общественно-политических, экономических, социокультурных преобразований радикально изменилось. Три классических принципа, которые были, некогда, определяющими для телевидения: «информировать, просвещать, развлекать» устаревают и на смену им приходит новая формула, основывающаяся на трех «с»: «страх, секс, сенсация». Понятие рейтинга является теперь первостепенным, начинается «погоня» за зрителем и, соответственно, получением прибыли.

Современное телевидение становится бизнесом, который зарабатывает миллиардные состояния, нанося при этом обществу ущерб, который не может оцениваться никакими суммами. Оно разрушает национальные устои и традиционные для национальной культуры ценности.

Приобретя статус коммерческого, отечественное телевидение получило внушительную по объемам зрительскую аудиторию, но пугающую по уровню нравственного и духовного развития. В «погоне» за прибылью и большими доходами телевизионные компании изъяли из эфира просветительские, воспитательные, научно-популярные, образовательные, социально полезные и социально ориентированные передачи, заменив их другим программным продуктом – «высокорейтинговым» - бессмысленным, аморальным, разрушительно влияющим на формирование личности.

Все это негативно воздействует на моральное здоровье нации, на ее духовный уровень развития, что говорит о деградации и дискредитации культуры нации в целом и заставляет задуматься. В современной рыночной экономике, частью которой стало и телевизионное вещание, в расчет идет только коммерческий эффект от продажи товара – в данном случае – телевизионного продукта. Но телевидение – «продукт» своеобразный, поскольку рассчитан, прежде всего, на духовное потребление и имеет социальную направленность. Значит, измеряться этот продукт не должен одним лишь количеством «поглощающей» его публики: ведь телевидение – не только социальная технология, но и социальный институт.

В России еще не возникла существующая в так называемом цивилизованном мире моральная тревога по поводу интоксикации экранным насилием, экранной жестокостью, экранной порнографией сознания граждан. Российская общественность в целом пребывает в состоянии беспечной созерцательности по отношению к столь грязной технологии формирования вожделенных рейтингов. Надежды на то, что правящие субъекты телевидения, определяющие содержание эфира, образумятся, пока тщетны. Вопрос о введении цензуры, прежде всего, нравственной, предохраняющей от вредного воздействия и пагубности телевизионных программ, ставших доступными с приходом коммерческого телевещания, должен находиться на повестке дня в качестве серьезной социальной проблемы российского общества. Необходимо привлечение общественности (граждан, общественных деятелей, публичных фигур, телевизионных критиков, аналитиков), которая бы не безмолвствовала и не отмалчивалась, а проявляла предельную инициативу, активность в решении данной проблемы и вмешательство правительства, властей, имеющих возможность справиться с проблемой на законодательном и нормативном уровне.

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта