Заглянув в глубокую древность, отметим, что чувство времени человек получил из ощущения природы, это было своеобразное восприятие ритма космоса. Для подтверждения этой идеи сошлемся на древние философские системы. В китайском даосизме человек должен был проникнуться естественностью и простотой. Концепция «фэн лю»-быть естественным: предельное раскрепощение, следование бессознательному, которое проникает в человека из глубин мироздания. Одна из трактовок «дао» философом Лао-цзы-дао как кузнечные меха. Каждый человек, согласно традиционной китайской культуре, несет в себе таинственный узор «вэнь» (культурное начало в человеке). Узор Мировой, создаваемый работой дао,- в россыпи созвездий, в причудливом чередовании гор и вод. Человек-капелька вечно волнующегося, изменчивого океана бытия. Восприятие природного начала через дыхание дало известную практику лечебного дыхания в традиционной китайской медицине. Для индийской культуры восприятие ритмов природы было облачено в звук. В древности каждый звук выражал определенные чувства или образы природы (растения, цветы, птицы). Ритмы природы подавались эстетически через звук. До сих пор индийская музыка сохраняет незыблимость древних черт. Традиция индийской музыкальной культуры- быть близкой к живой жизни, отзывчивой на запросы и события. Теперь вспомним высказывания античных мудрецов о времени. Периандр (У11-У1 в до н.э.): «Что самое великое?-Время». «Выжидай благоприятного времени». «Опасна опрометчивость». Хилон (У1 в. до н.э.): «Дорожи временем». Биант (У1 в. до н.э.): «Кто лучший советчик? –Время». Природа держит свой ритм времени, и его нельзя опережать. Это заметили еще древние люди. Однако все развитие социальности шло по овладению человеком временем. Для того, чтобы утвердить себя в бытии, человек изобрел художественное время, которое используется в литературе. В современной научной фантастике есть мечта о перенесении человека из одного времени в другое, одним словом создать машину времени. Человек пытается овладеть властью времени. Непонимание законов времени- наш тяжелейший недостаток. События нельзя форсировать, нужно им дать течь вольным ходом. Ведь в восприятии времени несколько уровней:
- прошлое не хранится в нас мертвым грузом, это доказывает и психоанализ;
- настоящий момент воспринимается с субъективными вариантностями, и различные временные индивидуальные ритмы нужно приводить в соответствие;
- устремления в будущее тоже влияют на бытие в настоящем, нетерпение подгоняет нас.
Современный французский писатель Пьер Сансо призывает творчески относиться к каждому мгновению, к другому человеку и миру в целом.
Дополнительные трудности во владении временем дает теория относительности. Зависимость времени от скорости движения удваивает индивидуальные проблемы со временем. В современном информационном обществе информация становится индикатором времени. С точки зрения времени информационный кризис- это невмещение информационного потока во временные рамки.
Концепция уплотнения социального времени заключается в уплотнении ритма общественной жизни. А с возрастом наше внутреннее время растягивается. Спрессованность времени - стержневой вопрос контекста человека. Однако спрессованность не должна порождать противоречие между физиологическим и социальным ритмом. Определим насилие с точки зрения осознания времени: насилие-это насильственное ускорение времени человеком, когда каждая личность теряет свое временное пространство, и тогда получается неразличимая человеческая масса.
Проанализируем восприятие человеком времени через использование устной и письменной речи. Устная речь более ограничена временем, письменная- пространством. Информационный кризис современной цивилизации имеет место из-за пренебрежительного отношения к этим двум ограничителям.
Важно обратить внимание на роль цензуры, которую она сыграла в отношении современного информационного общества. Цензура всегда обусловлена одним или группой субъективных авторитетов. Для того, чтобы устранить запрещенные идеи и увеличить возможность реализации желаемых идей, требуется насильственное развитие и ориентация лингвистической коммуникации. Существует прямо пропорциональная зависимость: чем ачеловечнее идеи, допускаемые цензурой, тем жестче меры по пресечению нежелаемого смысла в коммуникации. Притеснение нежелательного осуществляется не только за счет запрещения определенной информации, но и искусственного увеличения объема информации, которая содержит допускаемый цензурой смысл. Искусственное расширение пространства коммуникации, не затрагивающей социально-конструктивные задачи, рождает информационный балласт, в котором человеческий язык отрешается от текущей жизни. Такая ситуация сложилась в марксистско-ленинской философии, поэтому с началом перестройки эта концепция видения мира одновременно отошла в архив человеческой мысли.
|