Перспективы развития социологии

Мне кажется, что в будущем социология вернется к своим истокам, давным-давно обозначенным молодым П. Сорокиным. Он считал, что “все виды мировой энергии или мирового бытия . in abstracto могут быть разделены на известные разряды, из которых каждый разряд обладает своим специфическими свойствами” и выделял три основных вида энергии (и, соответственно, взаимодействия): неорганическую (физико-химическую), органическую (жизнь), психо-социальную (или психическую) (общество). Сообразно с этим и науки могут быть разделены на три группы: физико-химические, биологические, социальные. Далее он говорил, что “все процессы взаимодействия, обладающие психической природой, совершенно независимо от того, между кем или чем они совершаются, представляют социальное взаимодействие и тем самым являются объектом социологии”.

Но еще важнее этого, заимствованного у Тарда или Петражицкого, определения представляется убеждение П. Сорокина в том, что в область социологии переместится огромный массив явлений, ныне считающихся биологическими: “В мире людей и высших животных биологические функции приобретают новый, а именно, психический характер, который их и делает объектами специальной науки. Именно это присоединение психики, а не что-нибудь иное, заставляет их считать социальными явлениями и дает право для изучения их не только биологу, изучающему чисто жизненные формы данных отношений, но и социологу, изучающему их сознательные, социальные формы”.

Конечно, следует отличать социологию как эмпирическое изучение общественных фактов, известное (применяемое) с древних времен, от социологии как теоретической науки, ставшей возможной, согласно открытому Огюстом Контом закону развития человеческих знаний

, лишь в наше время, после научного обоснования сперва теоретической химии, а затем и отвлеченной биологии.

Как видим, современная социология развилась сравнительно недавно. Причем, когда О. Конт начал читать в Париже лекции, из которых позднее составилось шеститомное сочинение о “Положительной философии”, его слушали всего несколько десятков человек.

Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Важнейшей задачей в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели формирующейся информа­ционно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз­ действие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом со­ обществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определен­ным пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных усло­виях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современ­ном мире.

Перейти на страницу: 1 2 

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта