Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих, уволенных в запас, и их семей могут внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями.
Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.
Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно по экономическим или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи.
С учетом специфики развития социальной военной среды стало возможным обоснование следующих принципов военно-социальной этики.
Принцип личностно-социально-деятельностного подхода к военно-социальной работе . Он предполагает:
а) постановку в центр военно-социальной работы человека (офицера, прапорщика, мичмана, сержанта, старшину, солдата, матроса) как члена семьи, внутри семьи и вместе с его семьей;
б) учет в социальной работе всей совокупности потребностей военнослужащего (и каждого члена его семьи): индивидуально-физиологических, социально-личностных, профессионально-деятельностных, общечеловеческих и др.;
в) организацию военно-социальной работы с ее ориентацией на конкретный воинский социум с учетом специфики окружающей социальной среды;
г) активно-деятельностный характер участия в социальной работе военнослужащих и членов их семей, их переориентацию с пассивно-потребительской на активно-преобразовательную социальную деятельность в воинских частях, гарнизонах и местах их компактного проживания.
Полный учет и удовлетворение всего комплекса потребностей человека возможно только с опорой на семью; поэтому ядро военно-социальной работы составляет работа с семьей. Однако семья не может быть только потребителем определенной совокупности социальных услуг, она должна быть и их сопроизводителем. Только активное участие членов семьи в разрешении своих проблем совместно с конкретным специалистом соответствующей службы социальной работы способствует активному развитию и человека, и воинского социума, и механизмов их взаимодействия.
Принцип интеграции социальной работы с военнослужащими и членами их семей предполагает:
а) соединение усилий различных вертикальных (ведомственных) структур военно-социальной работы (медицинской, экономической, психологической, культурно-досуговой и др.) на удовлетворении социальных потребностей военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей непосредственно в их социуме, в конкретной воинской части, военном городке, гарнизоне, месте компактного их проживания в населенных пунктах;
б) интеграцию межведомственных и дифференцированных (специализированных) служб военно-социальной работы в комплексные социальные службы (центры) в конкретных воинских организациях, на территориях и в населенных пунктах;
в) обеспечение многопрофильности и взаимодополняемости в деятельности структур (служб) социальной работы с военнослужащими и членами их семей в части, военном городке, гарнизоне, населенном пункте по месту их дислокации и жительства;
г) формирование структуры социальной работы в воинской среде как социальной службы медико-психолого-педагогического характера, решающей все основные социальные проблемы на уровне конкретного клиента и его семьи по месту жительства.
Дифференциация служб социальной работы, характерная для прошлых лет, устарела; экспериментальные исследования показывают перспективность объединения их усилий в конкретном воинском социуме в виде комплексной социальной службы, объединяющей усилия различных профильных служб социальной работы.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|