Характеризуя цель и задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых, цель в некоторой степени совпадает с формулировкой третьей задачи (однако не отождествляется в силу различия сущности оптимизации и гармонизации). Такое совпадение обусловлено как триединством ее объекта, в качестве которого выступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так и особой ролью их взаимодействия, т.е. сущностью самой военно-социальной работы.
Во-вторых, цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическую направленность, что характерно именно для российского опыта развития социальной работы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работы обусловливает необходимость формирования двух типов специалистов: социальных педагогов и социальных работников, между которыми имеются как общие черты, так и значительные различия.
В-третьих, задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность только практики социальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, люди в состоянии кризиса и пр.) и реализации отдельных видов социальной помощи (образовательной, медицинской, бытовой, психологической и д.). Это - ведомственный подход, ведущий к распылению сил и средств, дублированию усилий специалистов различного профиля и приводящий к тому, что обычный человек, находящийся в нормальном состоянии, выводится за рамки клиентов социальной работы, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит в категорию проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителей социальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделям комплексного, профилактическою и превентивного характера.
Наконец, в-четвертых, мультипликаторный характер клиентов военно-социальной работы (военнослужащие; лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в свою очередь способствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы: она призвана обеспечить гармоничное взаимодействие человека не только с военной, но и с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, своевременного включения бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|