– отражать активный характер деятельности службы занятости и регулирующий характер ее деятельности;
– иметь интегрирующий характер в отношении всех направлений деятельности службы занятости и возможность дифференциации по категориям населения, территориям;
– отражать уровень взаимодействия службы занятости со всеми социальными институтами и структурами.
Для конкретизации цели-задания службы занятости, которая является одним из реализаторов политики занятости, воспользуемся понятием политики на рынке труда как политики, направленной на улучшение организации и функционирования рынка труда с целью сокращения периода поиска рабочего места и заполнения вакансий. Основная цель заключается в скорейшем возвращении искателей работы к активному труду, предотвращении их «дрейфа» в длительную безработицу и социальное исключение.
В качестве показателя, обладающего в той или иной мере выделенными свойствами, представляется интересным рассмотреть «продолжительность поиска работы». На наш взгляд, это один из самых информативных показателей отражающих деятельность службы занятости, если исходить из понимания «работы» как любой формы трудовой занятости, в том числе предпринимательской деятельности, самозанятости, временных и общественных работ. Анализ важнейших целевых показателей Федеральной программы содействия занятости населения на 2005–2007 годы показывает, что по отношению ко всем выделяемым целям и задачам показатель «продолжительность поиска работы», отражающий интенсивность процесса перераспределения трудовых ресурсов, носит основополагающий характер и сохраняет функциональную определенность. В Комплексной программе содействия занятости населения Октябрьского района Волгоградской области на 2009–2010 годы особо выделена задача уменьшения этого показателя. По отношению к другим показателям, использующимся при оценке деятельности службы занятости, данный показатель является интегрирующим.
Рассматривая процесс выхода из состояния безработицы, вводится коэффициент «результативного выхода», который отражает объемный показатель трудоустройства зарегистрированных безработных. Вместе с показателем «продолжительность поиска работы», отражающим скорость перераспределения, этот показатель может отражать эффективность деятельности службы занятости. Другие показатели, такие как количество обученных, получивших профориентационные услуги, количество безработных, открывших свое дело, количество созданных рабочих мест, объем общественных работ и другие обязательные параметры, определяющие деятельность службы занятости, могут оцениваться как необходимые и достаточные только в отношении интенсивности и эффективности процесса перераспределения.
Показатели же регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда (отношение количества вакансий к численности зарегистрированных в службе занятости), связанные с процессами «входа» в безработицу, определяются в большей степени контекстными факторами: макроэкономическими тенденциями, субъективной привлекательностью службы занятости как системы поддержки в индивидуальной ситуации незанятости или желанием работодателя предоставить информацию о всех вакансиях. Кроме того, второй показатель является производным от первого, который может регулироваться, в том числе, и административными мерами.
С позиции повышения социальной значимости службы занятости принципиально важным является ее направленность на максимальное сокращение сроков нахождения работников в состоянии незанятости, сокращение объемов застойной и хронической безработицы. Такая констатация позволяет зафиксировать общую стратегию деятельности органов занятости как системы регулирования процессов перераспределения трудовых ресурсов, с одной стороны, и как субъекта регулирования процессов формирования трудовых ресурсов – с другой. Кроме того, определение параметра времени нахождения в состоянии незанятости как основного позволяет интегрировать направления деятельности органов занятости в рамках внешней (активизация рынка рабочих мест и активизация рынка рабочей силы) и внутренней задачи (минимизация срока безработицы).
Другие параметры, традиционно используемые для оценки деятельности органов занятости, в рамках данной парадигмы сохраняют статус рабочих или ситуативных, отражая маркетинговые возможности службы, ее ресурсные возможности, привлекательность и действенность как канала трудовой циркуляции и, в меньшей степени, характеризуя степень влияния (регулирования) службы занятости на состояние рынка труда и его динамику. Вполне понятно, что для легитимизации показателей «продолжительность поиска работы» и «результативный выход» в качестве основных необходимо провести глубокий и всесторонний анализ. Но уже сейчас можно сказать, что информативность этих параметров деятельности службы занятости определяется возможностью их конкретизации по всем характеристикам рабочей силы: пол, возраст, образование, профессия и др. Кроме того, они отражают влияние службы занятости на ее целевой контингент – безработных, обладающих низким потенциалом занятости.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|