В целях оптимизации процесса реализации 122-го закона необходимо, как представляется, осуществить следующие меры:
1. Установить равнозначные компенсации для федеральных и региональных льготников, нормативно закрепить критерии и основания, по которым происходит подобное подразделение "основных потребителей" преимуществ. Меры социальной поддержки должны предоставляться не только в зависимости от места проживания, но и от фактической нуждаемости субъектов в "льготном" обеспечении. При этом под нуждаемостью (принципом нуждаемости) понимается уровень дохода одиноко проживающего гражданина или среднедушевого дохода семьи, не превышающий величины прожиточного минимума[42]. Очевидно, что такая нуждаемость должна определяться исходя из принципа «потребительской корзины» для каждой категории населения. В этом смысле высоко следует оценить ряд региональных законов[43], определяющих предельно гибкие потребительские корзины для различных социально-правовых статусов.
2. Обозначить критерии, исходя из которых определяется размер, уровень предоставляемых денежных или натуральных льгот. В ряде случаев количество социальных гарантий значительно различается у практически одинаковых групп субъектов (например, поддержка реабилитированных лиц и членов их семей осуществляется в значительно большем объеме, нежели у лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий). Установлены и разные условия предоставления социального проездного билета гражданам, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, и гражданам, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, что вызывает социальную напряженность в обществе.
К таким критериям можно отнести как упоминавшийся принцип потребительской корзины (для категорий, которым льготы предоставляются в связи с нуждаемостью), так и иные принципы (например, для категорий, заслуги которых требуют публичного поощрения). Перечень таких критериев разработан и предложен в теоретической литературе[44].
3. Механизм реализации монетизированных льгот сконструирован без учета уровня жизни в том или ином регионе. 122-й закон не определяет порядок компенсации из федерального бюджета (например, предоставление различного рода дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов) чрезмерных региональных бюджетных расходов в сфере "льготного" регулирования. Важно предусмотреть в процессе льготирования для таких социально неблагополучных регионов, как Ивановская, Тверская, Пензенская, Читинская области, Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Тыва, Ингушетия и т.п., особые антикризисные процедуры. Уровень социальной поддержки некоторых категорий граждан зависит от степени финансовой обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации, что разрушает единое социальное пространство страны. Некоторые политологи говорят уже «о новом витке развала России по территориальным льготным режимам. Мол, власти тех регионов, в которых доплачивают больше, - хорошие, те, кто обладают меньшими финансовыми возможностями, - плохие»[45].
4. Данный нормативно-правовой акт, по сути, устанавливает две системы преимуществ - натуральные льготы и денежные компенсации, обозначаемые как меры социальной поддержки. Вместе с тем не обозначаются специфика использования данных юридических средств, их правовые режимы, не фиксируется четкий порядок их практического применения. Например, не отлажен механизм обеспечения бесплатными лекарственными средствами. В некоторых субъектах РФ число отказов в обслуживании уполномоченными аптечными учреждениями рецептов на получение бесплатных лекарственных средств составляет от 6 до 16 процентов. Стоимость лекарственных средств, предоставляемых соответствующим категориям граждан бесплатно, превышает стоимость тех же лекарственных средств, отпускаемых в розничной сети аптечных учреждений по коммерческим ценам[46].
5. Необходимо установить временные сроки, этапы, стадии процесса льготирования, закрепить особые компенсационные механизмы (например, в денежном выражении) за неиспользованные социальные услуги. Должны быть нормативно зафиксированы меры контроля за предоставлением социальных гарантий на региональном и муниципальном уровнях в целях ликвидации возможностей ведомственного усмотрения в процессе льготирования, сокращения сферы существования дискреционных полномочий соответствующих должностных лиц. К сожалению, правовое регулирование этих вопросов отдано «на откуп» субъектам Федерации, лишь немногие из которых в достаточной мере оперативно отреагировали на изменившееся законодательство[47].
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|