Социологическое исследование – это процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпирические уровни познания, т.е. речь идет о диалектическом процессе, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный метод анализа, что обеспечивает целостность познания и, следовательно, представлений о реальности. Именно эти два метода анализа и определяют этапы социологического исследования: дедуктивный и индуктивный.[1]
Первый – дедуктивный – начинается с разработки теоретической концепции, так как она является основанием понятий, используемых при концептуализации объекта и предмета исследования. Главной задачей первого этапа является выработка теоретико-методологических представлений ученого об объекте и предмете социологического анализа.
Дедуктивный этап в социологическом исследовании можно рассматривать как разложение целого, а индуктивный – как объединение и использование полученных эмпирических данных для построения новой теории. Таким образом, социологическая информация может получить свое завершение не только в научном отчете, но и в новых теориях. Обобщение эмпирических данных до уровня социологических теорий будет называться индуктивным этапом исследования. Только единство индуктивного и дедуктивного методов можно рассматривать как условие социологического исследования, отвечающего целям и задачам социологии как науки.
При проведении социологического исследования необходимо обеспечить надежность и точность полученных в результате исследования данных. Последовательность действий социолога должна соответствовать логике перехода исследовательского процесса от одного качественного уровня к другому, что и обуславливает разработку программы социологического исследования. Программа социологического исследования является теоретико-методологическим документом, дающим теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа.
Под объектом исследования понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть: общности, группы, процессы, явления и т.д. Объект исследования не зависит от познающего субъекта.
Под предметом социологического исследования понимаются существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог. Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые необходимы для изучения, чтобы получить определенный ответ на интересующий вопрос. Подобное ограничение изучаемых сторон объекта необходимо, потому что ни одно самое крупное социологическое исследование не охватывает все многообразие взаимодействий.
Под целью исследования понимается тот конечный результат, который должен получиться после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим.
Под задачами исследования подразумевается тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи исследования – это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению. Выдвижение задач исследования связано непосредственно с характером анализа. Если речь идет о теоретико-познавательных проблемах, то задачи и выводы исследования будут определяться теоретическими положениями и новыми концепциями, полученными в результате анализа. Если речь идет о прикладных исследованиях, то задачи и выводы будут ориентированы на социальную диагностику проблемы, практические рекомендации.
Одна из задач социологических исследований – выработка социологических понятий – состоит в том, чтобы показать связь между социальной действительностью и понятиями там, где они представлены в теоретическом виде, и продемонстрировать отсутствие связи там, где она не может быть установлена.
При сборе первичных данных в социологии используют четыре основные метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности:
опрос (анкетирование и интервьюирование);
анализ документов (качественный и количественный – контент-анализ);
Перейти на страницу: 1 2 3
|