Теория субкультуры.
Создатели этой теории относят пожилых людей к некоей субкультуре. Последняя определяется как совокупность своеобразных норм и ценностей, отличных от норм и ценностей, господствующих в обществе. Она основана на двух фактах особенностей общения старых людей:
• особая близость между людьми, принадлежащими к данной возрастной группе и их исключенность из взаимодействия с другими группами населения.
Может быть потому, так популярны сейчас группы самопомощи и взаимопомощи, создающиеся в системе социальной поддержки пожилых людей. Группы самопомощи - это небольшие, привязанные к определенному месту группы, члены которых имеют общие проблемы, потребности и сообща их решают, помогают друг другу. Целью таких групп обычно является смягчение негативных явлений, (но не полное их преодоление, что невозможно), психологическая и моральная поддержка человека. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует один из наиболее активных будущих ее членов, реже - социальный работник, оказывающий им бытовую помощь.
Социальные педагоги классифицировали сферы жизни, где старые люди охотно создают группы само и взаимопомощи, ими оказались:
• самореализация и развитие личности;
• кризисная ситуация или горе;
• состояние здоровья, инвалидность.
Группы самопомощи существенно отличаются от создаваемых специалистами терапевтических групп, прежде всего самоуправлением, основанным на инициативе, а так же тем, что для их деятельности нет ограничения по времени. Стихийные, спонтанно возникающие группы самопомощи представляют пожилым людям возможность принести пользу нуждающимся в помощи и поддержке немощным, больным людям, инвалидам, одиноким, а оказывая помощь другим, заслужить уважение, почувствовать удовлетворение от того, что ты нужен и можешь сделать кого-то счастливым. Но здесь кроется одна опасность. Группа может распасться из-за смерти активного ее члена или потерять ценный накопленный опыт если кто-то его не будет фиксировать, поэтому лучше, если такие группы будут функционировать под патронажем социального работника, что позволит сохранить и в дальнейшем использовать собранный материал, атак же не позволит распасться группе при уходе одного из ее членов.
Теория возрастной стратификации
Согласно теории возрастной стратификации, каждое поколение уникально и обладает только ему присущим опытом, действительно, старость, как и любой другой период жизни, уникальна Она несет в себе много позитивных, эмоционально окрашенных моментов. Прежде всего это:
• мудрость - то, что накоплено с годами, знание, проверенное временем;
• формирование иного мировоззрения и видение окружающего, связанное с переходом к качественно новому этапу бытия;
• в семьях, где есть внуки, общение с внуками в пожилом возрасте может играть роль "воплощенного внутреннего археотипа ребенка". Здесь взаимодействие с детьми выполняет функции, во многом схожие с функциями ребенка для человека по К. Г. Юнгу;
• если у пожилого человека присутствует осознание удовлетворения прожитой жизнью, то внутреннее состояние его характеризуется как умиротворение и спокойствие;
• неограниченный ресурс времени, способствующий реализации творческих планов.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|