Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Именно семья стала первой социальной системой, основанной на естественном разделении труда между мужем и женой, родителями и детьми.
По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер
:
- социальный институт,
выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений;
- малая группа
, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества(отношения между мужем и женой), родительства
(или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства
(отношения между братьями, сестрами и другими родственниками).
Известный английский социолог Ч. Кули
определяет семью, как первичную социальную группу. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида» .
Приведем классическое определение семьи и брака, представленное одним из крупнейших современных английских социологов Э. Гидденсом
.
Семья– это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
Родство(родственные узы) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.).
Бракможно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц.
Но брак возможен не только между мужчиной и женщиной.
Известный английский ученый Д.Д. Фрэзер
в своей классической работе «Золотая ветвь: Исследование магии и религии» рассказывает о браке человека с деревьями
. Если охраняемое им ценой жизни дерево служило воплощением Дианы (богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны), жрец мог поклоняться ей не просто как богине, но и обнимать ее как супругу… Обычай вступления в брак с деревьями до сих пор практикуется мужчинами и женщинами в Индии и других восточных странах .
Мы рассматриваем трансформацию семьи и динамику семейных отношений на фоне длящегося уже два с половиной тысячелетия исторического соперничества любви и брака как социальных институтов, в равной мере формирующих интимный союз мужчины и женщины. В первом случае основывающийся на эмоциях и персонифицированном сексуальном влечении (любовь), а во втором – преимущественно на совместном хозяйстве, воспитании детей и законодательных актах, регулирующих брачно-семейные отношения (брак).
Так, А. Шачар
, известный социолог, занимающаяся преимущественно рассмотрением сходств и различий национального семейного права, отмечает, что разные религиозные (и национальные) сообщества традиционно используют регулирование браков и разводов таким же образом, как современное государство использует закон о гражданстве: чтобы четко установить, кто относится к коллективу и кто остается вне его. Такую разделительную функцию выполняет семейное право, обозначая в качестве легитимных в правовом отношении только определенные виды браков и рождений, одновременно относя все прочие к категории незаконных.
Так, собрав и систематизировав формы родства у разных народов, классик американского эволюционизма Л.Г. Морган
выделил следующие стадии развития семьи в истории человечества:
Перейти на страницу: 1 2 3
|