- расширенная
– родители, дети и другие родственники;
- полная
– участие обоих родителей
- неполная
– один из родителей отсутствует;
Значительный интерес в рамках нашего дискурса представляет данная Э. Гидденсом систематизация форм семьи. Как нуклеарные семьи, так и сложные, по отношению к рассматриваемому индивиду могут подразделяться на родительские
и репродуктивные семьи
.
К первому типу
относится семья, в которой человек рождается, ко второму
– семья, которую человек образует, став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение детей.
Когда супружеская пара переезжает к родителям жены, семья называется матрилокальной
, в случае переезда к родителям мужа – патрилокальной
.
Согласно Э. Гидденсу, существуют два типа полигамии
: полигиния
, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия
, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.
После выбора брачного партнера, новая семья решает вопрос своего размещения
. Социальные антропологи выделяют несколько типов семей в соответствии с этим признаком:
- Неолокальные(семья размещается на новой территории)
- Патрилокальные(жена приходит в семью мужа)
- Матрилокальные(муж приходит в семью жены)
- Матрифокальные(отец не живет в семье, поэтому семья состоит из взрослых женщин с маленькими детьми)
- Авункулокальные(маленькие дети живут со своими матерями, но после достижения зрелости, они уходят жить в дом брата матери)
- Амбилокальные(нет строгой привязки к порождающей семье)
- Натолокальные(и муж, и жена остаются жить в семьях своих родителей)
В настоящий момент в индустриальном обществе приветствуется неолокальное размещение семьи, однако, в современной России оно является, скорее амбилокальным.
Важнейшими функциями семьи являются
:
- репродуктивная,
- воспитательная(удовлетворяет индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях);
- хозяйственно-бытовая(удовлетворяет материальные потребности членов семьи – в пище, кровле и т.д.);
- эмоциональная(функция удовлетворения членами семьи потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите);
- функция духовного общения
(удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении);
- первичного социального контроля
,
- первичной социализации и инкультурации
(обеспечение выполнения социальных норм членами семьи);
- сексуально-эротическая
(удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи).
Семья имеет первостепенное значение для психологии ребенка. Именно на семье лежит ответственность за воспитание у детей способности к адекватному социальному общению, поскольку именно в рамках семьи происходит первичная социализация и инкультурация ребенка, а следовательно, и формирование личности.
Семья является базовой социальной единицей и первичным посредником, через которого как данное локальное сообщество, так и общество в целом определяют поведение человека
Перейти на страницу: 1 2 3
|