Системе просвещения Приднестровской Молдавской Республики – 20 лет история, реальность, перспективы

Жизнь человека наших дней не только испытывает на себе столь же захватывающие, сколь и опасные колебания исторического движения времени, но и существенно меняет его отношение к самому себе, к себе подобному, к обществу и природе.

В круговороте дней и событий мы не всегда успеваем соотнести происходящее сегодня с аналогичными периодами прошлого. К примеру день сегодняшний: 24 июня 2010 г. Под утро Вы расстались с очередным выпуском средних общеобразовательных школ республики. Юбилейным выпуском года 65-летия Победы и 20-летия Приднестровской Молдавской Республики. Но не только этим примечателен день проведения нашей Конференции.

Сегодня исполняется 610 лет со дня рождения изобретателя книгопечатня (1400-1468) И. Тутенберга. И сегодня другая Великая дата. Ровно 65 лет назад, 24 июня 1945 г., на Красной Площади в Москве прошел исторический Парад Победы в ознаменование разгрома фашистской Германии в Вов 1941-1945 годов. И думаю будет правильным поздравить ветеранов - победителей и почтить память павши х в этой жесткой и страшной войне.

Образ человека и его жизненного мира образуют гуманистическую основу современного общества и государства.

Человеческий разум, раскрывающий себя в сфере науки и образования, культуры и искусства, это и есть область подлинных вершинных ценностей, это восхождение человека по пути совершенствования, гармоничного творчества себя и своих отношений с естественной средой обитания. Создание условий для всестороннего развития личности на всех этапах ее формирования – основная задача государственной политики в области просвещения. Еще в 12 веке персидский поэт и философ Самарканди писал: «Обычай и законы человеческие таковы, что если в начале роста, в самом детстве в расцвете юных сил, когда ум и рассудок очень восприимчивы и не перегружены, когда дарование и способности в расцвете, - если в это время человек ничего не постигает в науках, то не постигнет и в последствии в течении долгой жизни».

2 сентября 2010 года мы будем отмечать 20-летие со дня образования нашего государства – Приднестровской Молдавской Республики. И опять историческая параллель – именно в этот день все прогрессирующее человечество будет отмечать 65 лет со дня окончании Второй мировой войны. Прошлое и настоящее рядом. Без памяти о прошлом нет настоящего и не может быть будущего.

В настоящее время всеми министерствами и ведомствами анализируется весь период становления и развития своей отрасли и направлений деятельности.

В ходе Конференции нам предстоит рассмотреть историю становления и развития системы просвещения Приднестровской Молдавской Республики, проанализировать и оценить, что удалось сделать, над чем предстоит работать и ответить на главный вопрос: насколько нам удалось создать условия для реализации конституционных прав граждан определенных статьями 41 и 44 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:

«Каждый имеет право на образование.

Гражданам гарантируется получение бесплатного среднего общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях.

Каждый вправе на конкурсной основе в соответствии со своими способностями бесплатно получить высшее образование в государственных образовательных учреждениях.

Основное общее образование обязательно.

Приднестровская Молдавская Республика устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

«Граждане Приднестровской Молдавской Республики имеют право на свободу художественного, научного и технического творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества.»

20 лет по историческим меркам срок не великий. Однако по масштабности событий, которые происходили в сфере просвещения в этот короткий отрезок исторического времени, он достоин того, чтобы о нем говорили, вспоминали, рассказывали. 12 марта 1991 года Постановлением о создании Республиканского управления науки, народного образования, культуры и религии началась история становления системы просвещения ПМР. Для работы этого органа фактически не было никаких условий, все приходилось начинать с нуля: набирать кадры, обеспечивать рабочими местами, устанавливать вертикальные и горизонтальные связи и т.д. Словом, это был революционный период, когда одним из приоритетов было подчинить все субъекты деятельности в сфере просвещения вновь созданному органу государственной власти. Надо сказать, что с этой задачей Республиканское управление в целом справилось. Была проведена инвентаризация всех учебных заведений, установлены рабочие контакты, проведены различные встречи и совещания. Вместе со становлением органа власти росли и набирались опыта кадры. Руководство нашей республики, учитывая реальную ситуацию, стремясь поднять авторитет и значимость этого органа, 8 сентября 1992 года принимает решение о формировании на базе Республиканского управления Министерства науки, народного образования, культуры и культов. В этот же день Указом Президента ПМР создается Государственный Комитет по делам молодежи, спорта и туризма. Работая в статусе Министерства, этот орган стал локомотивом преобразовательной политики в сфере просвещения. Усложнялись задачи, связанные с развитием учебных заведений, совершенствовалась методическая работа, приходилось все больше внимания уделять материальному обеспечению организаций просвещения. Закономерными становятся реформы управленческих структур, позволяющие глубже вникать в производственные проблемы, быстрее реагировать на жизненные ситуации, возникающие в конкретном учреждении. С этой целью 28 апреля 1995 года создается Министерство народного образования и, как следствие, 23 июня 1995 года от него отпочковывается Республиканское управление культуры. Эти преобразования при всех издержках организационно-строительного характера носили прогрессивный характер и позволили целенаправленно заниматься проблемами народного образования - Министерству народного образования, проблемами культуры - Республиканскому управлению культуры. 5 февраля 1997 года в сферу руководства и развития со стороны Министерства народного образования попадает и наука, соответственно, этот орган стал называться Министерством народного образования и науки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта