Методы социально-педагогической деятельности

Методы самоорганизации. Метод воспитания культуры времени, который предлагает умение планировать свою жизнь, настоящую и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения.

Методы делового общения. Культура делового общения предполагает, в первую очередь, необходимость работать над собой, своим умением вести разговор, способность знать: что, где, когда и как сказать. Помнить о собственном достоинстве и достоинстве своего партнера по общению и многое другое.

Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюдательности, умение разбираться в явлениях внутреннего мира человека. Психологический тренинг, во время которого актуализируются переживания человека, развивается самоанализ (какой я?). Другие тренинги: экстремальных ситуаций, сложных социальных ситуаций (снятие стереотипов в формах поведения), организационный тренинг.

Метод социометрии. Этот метод предполагает предварительный отбор материала: бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п.

Метод мониторинга – это отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.

Метод генерации настроений – это метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка.

Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Метод музыкотерапии, в том числе пение, - проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии. Благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует снятию раздражительности и возбудимости.

Анализ документов. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.

Биографический метод – семейная биография позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации для прогнозирования его дальнейшего развития.

По нашему мнению, наиболее подробной и удобной в практической деятельности является классификация методов Овчаровой Р.В., которая и будет положена в основу нашей дальнейшей деятельности.

Таблица 1.

Классификация основных методов, используемых социальным педагогом (по Овчаровой Р.В.)

Методы

Социальной работы

Психологические

Педагогические

Методы социальной диагностики

Интервью, мониторинг, социологический опрос, экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод

Психодиагностические

Тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, тесты достижений, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия

Организационные

Педагогический эксперимент

Методы социальной профилактики

Превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группа поддержки

Психокоррекционные

Психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, арттерапия, диагностический обучающий эксперимент, социально-психологический тренинг, тренинг поведения

Педагогические диагностики

Педагогическое наблюдение, естественный эксперимент

Методы социального контроля

Социальный надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание

Методы психологического консультирования

Эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение, гипноз

Обучения

Словесное (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция), наглядное (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником), практическое (упражнение, лабораторные и практические работы, дидактические игры, творческие задания и проблемные ситуации

Методы социальной реабилитации

Трудотерапия, статусное перемещение, групповая терапия, кризисная интервенция

Методы психотерапии

Сугестия, самовнушение, национализация, психоанализ, трансактивный анализ, групповая терапия, поведенческая терапия, семейная психотерапия

Воспитание

Положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, внушение, перспектива, игра, доверие, организация успеха, самовоспитание

Социально-экономические методы

Метод льгот и пособий, метод компенсаций, социальный патронаж, медицинский патронаж, социально-экономические санкции

Организационно-распорядительные методы

Регламентирование, нормирование, инструктирование, критика, контроль и проверка исполнения

Социально-педагогические методы

Методы социального воспитания

Мотивирование и приобщение к действию, метод репродуцирования, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества

Методы воздействия

Методы, воздействующие на сознание, на чувства, поведение

Методы организации социально-педагогического взаимодействия

Методы: целеполагания, ценностного ориентирования, организации деятельности, общения, оценки, самореализации

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта