Методы самоорганизации. Метод воспитания культуры времени, который предлагает умение планировать свою жизнь, настоящую и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения.
Методы делового общения. Культура делового общения предполагает, в первую очередь, необходимость работать над собой, своим умением вести разговор, способность знать: что, где, когда и как сказать. Помнить о собственном достоинстве и достоинстве своего партнера по общению и многое другое.
Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюдательности, умение разбираться в явлениях внутреннего мира человека. Психологический тренинг, во время которого актуализируются переживания человека, развивается самоанализ (какой я?). Другие тренинги: экстремальных ситуаций, сложных социальных ситуаций (снятие стереотипов в формах поведения), организационный тренинг.
Метод социометрии. Этот метод предполагает предварительный отбор материала: бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п.
Метод мониторинга – это отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.
Метод генерации настроений – это метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка.
Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.
Метод музыкотерапии, в том числе пение, - проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии. Благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует снятию раздражительности и возбудимости.
Анализ документов. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.
Биографический метод – семейная биография позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации для прогнозирования его дальнейшего развития.
По нашему мнению, наиболее подробной и удобной в практической деятельности является классификация методов Овчаровой Р.В., которая и будет положена в основу нашей дальнейшей деятельности.
Таблица 1.
Классификация основных методов, используемых социальным педагогом (по Овчаровой Р.В.)
Методы |
Социальной работы |
Психологические |
Педагогические |
Методы социальной диагностики
Интервью, мониторинг, социологический опрос, экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод |
Психодиагностические
Тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, тесты достижений, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия |
Организационные
Педагогический эксперимент |
Методы социальной профилактики
Превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группа поддержки |
Психокоррекционные
Психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, арттерапия, диагностический обучающий эксперимент, социально-психологический тренинг, тренинг поведения |
Педагогические диагностики
Педагогическое наблюдение, естественный эксперимент |
Методы социального контроля
Социальный надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание |
Методы психологического консультирования
Эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение, гипноз |
Обучения
Словесное (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция), наглядное (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником), практическое (упражнение, лабораторные и практические работы, дидактические игры, творческие задания и проблемные ситуации |
Методы социальной реабилитации
Трудотерапия, статусное перемещение, групповая терапия, кризисная интервенция |
Методы психотерапии
Сугестия, самовнушение, национализация, психоанализ, трансактивный анализ, групповая терапия, поведенческая терапия, семейная психотерапия |
Воспитание
Положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, внушение, перспектива, игра, доверие, организация успеха, самовоспитание |
Социально-экономические методы
Метод льгот и пособий, метод компенсаций, социальный патронаж, медицинский патронаж, социально-экономические санкции | | |
Организационно-распорядительные методы
Регламентирование, нормирование, инструктирование, критика, контроль и проверка исполнения | | |
Социально-педагогические методы |
Методы социального воспитания
Мотивирование и приобщение к действию, метод репродуцирования, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества |
Методы воздействия
Методы, воздействующие на сознание, на чувства, поведение |
Методы организации социально-педагогического взаимодействия
Методы: целеполагания, ценностного ориентирования, организации деятельности, общения, оценки, самореализации |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|