3. Личностные проблемы, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Цель: выявление склонности ребенка из неполной семьи к конфликтности и агрессивности.
Методы:
· доверительная беседа ребенка из неполной семьи и специалиста по социальной работе с целью выявления нарушений, комплексов;
· психологические тренинги как индивидуальные, так и групповые с целью выявления проблем в общении, личностных комплексов;
· анкетирование,
· тестирование.
Социально-педагогическая:
Цель: выявить педагогическую восприимчивость (невосприимчивость) ребенка из неполной семьи.
Содержание работы:
· анализ результатов учебной деятельности ребенка из неполной семьи (журнал посещаемости занятий, творческие достижения – участие в выставках, конкурсах, фестивалях, концертах)
· беседа с руководителем детского объединения в котором занимается ребенок из неполной семьи, что позволит проследить, с чем связаны изменения учебной деятельности;
Методы:
· анализ материалов – результатов творческой деятельности ребенка из неполной семьи (творческие достижения)
· анкетирование – при организации социальной поддержки детей из неполных семей очень важно знать самооценку ребенка. Из множества существующих методик мы предлагаем использовать:
– Методику «Лесенка», которая заключается в диагностике самооценки
детей. Доступность методики определяется использованием в ней наглядно-образной основы для самоанализа, простыми, описательными формулировками черт характера. (Приложение 5)
При работе с детьми из неполных семей самой важной целью является адаптация и социальная интеграции детей в обществе, успешное осуществление которых невозможно без сотрудничества с семьей ребенка, поэтому для выяснения удовлетворенности учебным процессом и ожиданий родителей, мы предлагаем использовать:
– Методику
изучения ожиданий и образовательных потребностей родителей
разработанную методистами ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» города Екатеринбурга, для наиболее эффективного сотрудничества родителей и учреждения дополнительного образования. (Приложение 6)
· наблюдение
· беседа
Социально-экономическая:
Цель: выявить экономические трудности, способствующие появлению социальной проблемы ребенка из неполной семьи.
Содержание:
· наблюдение за санитарным состоянием жилища
· наличие необходимых жилищных условий
· материальное благосостояние и достаток в семье
· состав семьи. (Приложение 1)
Методы:
· наблюдение
· беседа
· анализ документов.
Таким образом, социальная диагностика – одна из функций социальной поддержки, позволяющая определить причины и факторы, влияющие на социальную жизнь ребенка из неполной семьи, его внутреннее психического состояние и на взаимоотношения в семье и в социальной группе.
Диагностический этап – первый этап работы с ребенком из неполной семьи.
Все вышеперечисленные методы диагностических мероприятий позволяют определить наиболее приоритетные проблемы ребенка из неполной семьи. Это проблемы психологического и медицинского характера на их основе строится индивидуальная программа социальной поддержки.
Перейти на страницу: 1 2 3
|