Социальная атомизация общества как
процесс углубляющегося обособления людей друг от друга, возникающего в связи с распадением непосредственно-личностных связей между ними и заменой их связями опосредствованными, безличными, принимающими форму «вещи» – это ситуация современной действительности человека, жителя России.
Этот процесс неизбежно приводит к всеобщей индивидуализации, т.е. замещению общекультурных образцов, ценностей людей индивидуальными и сокращению социальных (гражданских) ценностей и норм.
Такая ситуация «закрытости» людей друг от друга в городе, на работе, во дворе провоцирует людей искать новые формы общения и получения информации – Интернет, локальные сети, телефон, телевизор и др. Эта ситуация проецируется и на среду жизни детей.
Условия взросления современного ребенка таковы, что ребенок попадает в «виртуальный мир»: компьютер и компьютерные игры, телевидение и бесконечное множество телевизионных продуктов, Интернет.
Здесь необходимо задаться вопросом: способны ли основные институты социализации человека, такие как семья, школа, досуговые учреждения изменить данную ситуацию или необходимо организовывать отдельное пространство «нормального взросления»?
Одним из важных условий нормального взросления является свободное, нерегламентированное общение, возможность проявления инициативы, совершения авторского действия.
Семья с присущей этому институту градацией внутрисемейных ролей, обязанностей, особых правил взаимоотношений и школа как институт с регламентированными задачами и содержанием образовательного процесса напрямую не могут являть из себя подобного рода среду. Досуговая среда жизни детей может быть наполненной за счет включения ребенка в различные секции, клубы по интересам, которая является частью настоящего мира и пространством общения, но практически в любом досуговом учреждении, это всегда работа на результат. Теряется пространство свободного общения, которое является необходимой частью полноценного досуга. В доперестроечный период таким пространством был двор.
Двор – это важный фактор социализации личности. Он дает опыт неформального общения в условиях, когда дети более предоставлены себе, нежели в школе или детском саду, опыт коллективного взаимодействия, сопереживания. Организация жизнедеятельности в среде двора обуславливает процесс зарождения дворового (соседского сообщества).
Однако процесс зарождения подобного типа сообществ, требует определенных условий, важным моментом является соорганизация силы разных «субъектов влияния» - это и те, кто реализуют государственную и региональную социальную политику, организации (ТСЖ) и сами жители.
Возникает необходимость исследования состояние среды современного двора, ее влияния на процесс социализации подрастающего поколения, определения условий необходимых для формирования соседских сообществ.
Создание условий нормального взросления за счет организаций дворовой среды жизнедеятельности детей является актуальной темой для исследования. Противопоставление пространства двора как места реального взаимодействия «виртуальному миру» детей является значимой для дальнейшего развития общества проблемой. Осмысления процессов жизнедеятельности детей в пространстве двора и исследование особенностей протекания данных процессов в дворовой среде является новой и значимой тематикой в ситуации построения гражданского общества в современной России.
Целью дипломной работы является
определение возможных форм существования дворовых сообществ и принципов их создания.
|