1. Как бы ты оценил отношения, сложившиеся у тебя с родителями? (отметь одну позицию):
– очень хорошие;
– хорошие;
– равнодушные;
– напряженные;
– конфликтные.
2. Если считаешь отношения напряженными или конфликтными, то чем это объясняешь? (можно отметить несколько позиций):
– родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует;
– родители заняты только своей работой и заработками;
– тяжелыми условиями жизни семьи;
– обостренными отношениями между родителями;
– родители меня не любят;
– разводом родителей;
– если другие причины – допиши.
Результаты опроса приведены в таблицах 2, 3.
Таблица 2 - Оценки школьниками своих взаимоотношений с родителями (в %)
Взаимоотношения с родителями |
Процент |
Очень хорошие |
28,1 |
Хорошие |
58,2 |
Равнодушные |
5,7 |
Напряженные |
6,8 |
Конфликтные |
1,4 |
Исходя из полученных данных, можно выделить три группы отношений, характерных для учащихся старших классов с родителями.
1-я группа – преобладающая (86,3 % опрошенных): благополучные семьи
с хорошими внутрисемейными отношениями, которые каждый третий старшеклассник оценивает даже как «очень хорошие». Это дает основания предполагать, что в этой группе учащихся существуют прочные эмоциональные контакты со старшими. Ребенок чувствует с их стороны понимание и уважение, а значит, авторитет и влияние родителей способствуют его социальной адаптации.
2-я группа – конфликтные семьи,
в которых отношения детей с родителями напряженные или откровенно конфликтные (8,2 %). Такая семья вряд ли защитит ребенка от жизненных невзгод и неприятностей, которых у него (с учетом специфики школьников возрастной группы 14 – 17 лет) встречается немало.
3-ю группу семей можно условно назвать предконфликтной,
так как состояние своих отношений с родителями сами учащиеся (почти 6 %) характеризуют как равнодушные. А, как известно, именно равнодушие, безразличие к интересам ребенка, его отчужденность от родителей и является первой ступенью к конфликтам с социальной средой.
Обобщая приведенные данные,
можно сказать, что соотношение семей с благополучными и неблагополучными внутрисемейными отношениями среди учащихся старших классов составляет примерно 5 к 1 в пользу благополучных семей (86 % против16 %).
Чем же объясняют старшеклассники напряженно-конфликтные отношения с родителями? Как правило, речь идет не об одной, а о нескольких накладывающихся друг на друга причинах.
Основными причинами напряженных и конфликтных отношений с родителями, как отмечают 14 % старшеклассников, являются тяжелые условия жизни семьи и возникающие на этой почве обостренные отношения между родителями.
Таблица 3 - Шкала мотивации напряженных отношений школьников с родителями (в %)
Место |
Мотивы |
Процент |
1 |
Тяжелые условия жизни семьи |
8,0 |
2 |
Обостренные отношения между родителями |
5,8 |
3 |
Родители заняты только своей работой и заработками |
2,5 |
4 |
Развод родителей |
1,7 |
5 |
Родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует |
1,5 |
6 |
Родители меня не любят |
1,1 |
Перейти на страницу: 1 2 3
|