На примере описания некоторых внутридворовых мероприятий мы покажем как «работают» выделенные нами принципы, как протекает процесс формирования дворового сообщества.
Учитывая специфику культурно-досуговой среды мкр. Ветлужанка, и характеристики выбранного двора под задачи практического исследования командой студентов 1, 2, 3 курса отделения «социальная педагогика» КГУ и 1 студента отделения «психология» был оформлен проект под названием «Из жителей в соседи». Общее количество человек в команде 8.
Важным моментом любого длительного проекта, направленного на изменение системы взаимодействия социума является процедура ЗАПУСКА
.
Были выделены следующие характеристики успешного «запуска».
- информационное обеспечение процедуры «запуска»
- выбор максимально удобного временного промежутка (учитывающих специфику режима дня адресатов, специфику времени года)
- оформление пространства, «очерчивание» границ с целью обеспечения максимальной включенности жителей в пространство действия
- соответствие механизмов и тематик, используемых в процессе запуска возрастной группе адресатов
Содержание процедуры «запуска»:
Запусковым мероприятием являлось «Знакомство с жителями»
День недели: воскресенье
Время 12:00
Подготовительный этап:
В 8:00 на трансформаторной будке во дворе был закреплен 6-ти-метровый плакат следующего содержания: «Именно вы уже готовы превратиться из жителей в соседи, значит, мы идем к вам!». Заранее вырезанными из цветной бумаги ромашками и рожицами были украшены все подъезды и сооружения детской площадки во дворе.
Этап проведения
Пространство действия, необходимое для проведения процедуры «Знакомства» (общей площадью примерно 20 квадратных метров, в центральной части двора, рядом с сооружениями детской площадки) по всему периметру было оформлено надувными шарами.
Команда работала в костюмах. 3 основных типажа: Игрулькина (в оформлении костюма используются нашитые на одежду игрушки), Коробулькина (костюм изготовлен из коробки большого размера), Смешулькина (основной атрибут-клоунский разноцветный парик). Остальные участники команды в повседневной одежде с использованием ярких атрибутов и рисунков на лице.
Сценарий включал в себя 3 части:
1. игровая программа
2. рассказ команды организаторов о себе, о замысле проекта, о дальнейших планах
3. знакомство с детьми, общение с взрослыми: сбор информации о наличии прецедентов формирования дворового сообщества внутри данного двора, о необходимости его построения
Образ Игрулькиной задан с целью обеспечения игровой деятельности интересной для детей 3-8 летнего возраста.
Роль Смешулькиной обеспечивать включение «выпадающих» из пространства игры детей, в другого типа развлекательную деятельность (дети возраста 8-10 лет)
Образ Коробулькиной задан специально для работы со взрослой частью населения. На стороны коробки были наклеены листы ватмана: с одной стороны можно было писать жалобы на соседей, с другой предложения по улучшению жизни во дворе.
Финальный момент мероприятия важен как «задел» для дальнейшей работы. В данном случае финальным моментом являлось объявление о предстоящем празднике «Дне воздушного змея» и приглашение вместе учиться делать змеев.
Рефлексия
В качестве группы адресатов мы выбрали детей младшего школьного возраста и детей дошкольного возраста с их родителями. Данный выбор был обусловлен: ситуацией «положительно» заряженного внимания родителей к гуляющему ребенку во дворе данной возрастной категории (до подросткового возраста родители более плотно включены в жизнь детей). Учитывая, что 12 часов – это предобеденное время, в которое дети в выходные дни обычно гуляют. Время мы выбрали верно – все вышеперечисленные категории адресатов присутствовали.
Со слов присутствовавших родителей: яркие пятна во дворе в виде надувных шаров и разноцветных цветов, увиденные в окно привлекли внимание и тех детей, которые планировали это время провести дома. Плакат привлек внимание взрослых.
Идея с введением образа Коробулькиной позволила собрать много интересной информации о жизни двора. Пока жители писали ответы на зафиксированные на ватмане вопросы, можно было узнать у них другую интересующую организаторов информацию.
Перейти на страницу: 1 2 3
|