Но, принятие законов еще не гарантирует их исполнения. На местном уровне зачастую издаются законы, противоречащие федеральным. Пока не будет контроля государства за исполнением законов, трудно ожидать заметного улучшения ситуации в отношении детей-сирот.
Итак, сделаем выводы по рассмотренному материалу.
Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского учения в период оформления феодального строя (с 988 г.). Забота о сиротах в те времена возлагалась на князей и церковь. Она сводилась в основном к подаче милостыни и кормлению сирот и рассматривалась как богоугодное дело. Князь Владимир I возложил призрение за детьми на духовенство, в то же время сам заботился о них, раздавая великую милостыню. Особенно много внимания уделял несчастным детям Владимир Мономах, оставивший «Поучение Владимира Мономаха детям» - литературно-педагогический памятник XII в., в котором завещал защищать сироту и учил: «Всего же паче убогих не забывайте, но по силе кормите, снабдите сироту».
В России первым учреждением для сирот являлись «сиропитательницы», основанные в 1707 году по личной инициативе и на собственные средства новгородским митрополитом Иовом в Холмовской Успенской обители.
Крупнейшим благотворительным учреждением России XVIII в. был казенный Московский воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей, созданный по инициативе крупнейшего деятеля екатерининских времен Ивана Ивановича Бецкого. Дом выполнял две главные задачи: спасение и воспитание детей, оставшихся без родителей.
К концу XIX столетия в Москве сформировалось несколько ведомств, занимающихся организацией приюта, воспитания и образования детей бедных родителей и сирот. Самым крупным среди этих благотворительных обществ был Совет детских приютов, организованный в 1842 году.
Два первых из открытых советом приюта были названы в честь царствующей четы - Николаевским и Александровским, на 100 детей каждый. В последующем почти каждый год в том или другом районе города открывался новый приют этого ведомства.
История, таким образом, показывает, что практика призрения детей-сирот в России осуществлялась двумя путями: частно-церковным и государственно-общественным. Оба пути по своей сущности имели реабилитационную направленность: плодотворные идеи и опыт практической деятельности подвижников реабилитации детства способствовали утверждению права призреваемых детей-сирот на жизнь, воспитание и поддержку со стороны государства, церкви и частных лиц, занимавшихся их судьбами. Все государственные и частные учреждения ставили своей целью воспитать достойных, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойную жизнь граждан.
На сегодняшний день, в российской практике сложилось несколько форм семейного устройства сирот и детей, лишенных родительского попечения: усыновление, опека (попечительство), приемная семья. Однако жизнь показала, что эти формы заменяющей семьи не охватывают всех нуждающихся в семейном крове детей. Растет число воспитанников учреждений интернатного типа и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Опыт подтверждает неэффективность длительного содержания детей в стационарных условиях. Социальное и индивидуальное развитие воспитанников учреждений интернатного типа протекает с многочисленными изъянами, кроме того, они значительно переуплотнены и не могут принять всех нуждающихся в государственной опеке детей. С недавнего времени появилась новая форма воспитания детей, лишенных родительского попечения, - семейная воспитательная группа. Базой для создания такой группы является реальная семья российских граждан, которая берет на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения и осуществляет ее при активной поддержке последнего.
Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8
|