Семья - наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2-6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям - бабушек и дедушек.
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Укрепление семьи – острая социальная проблема. Ведь именно в семье происходит, в основном, формирование характера, навыков и взглядов ребенка. И зачастую от семьи зависит, получит ли общество полноценных граждан.
Среди наук, составляющих базовую основу социальной работы, важное место занимает социальная педагогика. Представляя собой одну из научных основ этого специфического вида человеческой деятельности, она раскрывает перед специалистами широкие возможности социально-педагогической практики по различным проблемам современной семьи.
В мировой теории и практике социальной работы, социальной защиты семьи, материнства и детства семейный социум рассматривается как приоритетная сфера социальной политики. Отсюда значимость и место семейной педагогики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе с семьей.
В настоящее время в период обострения социальных условий семье требуется не только всесторонняя помощь, в том числе по активизации ее внутреннего потенциала, но и принятие мер по предотвращению кризисов в жизнедеятельности семьи, организации мер по созданию благоприятных условий для нормальной жизни и развития детей и взрослых членов семьи. Поэтому профессиональная деятельность современного социального работника немыслима без творческого освоения теории и опыта семейного воспитания, выдержавших испытание временем.
С другой стороны, семейная педагогика рассматривается и как возможность воздействия социальным работником на взрослых членов семьи, т.е. вхождение в контакт с семьей-системой и ее членами с целью разработки и реализации программы социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности.
Эффективная работа социального педагога поможет справиться со множеством трудностей, стоящих перед семьей, но все же изначально должна быть помощь и на государственном уровне. Вопросы финансирования, социального обеспечения, правовые основы деятельности и защиты и многие другие остаются зачастую неразрешенными, что, конечно, затрудняет и без того сложную работу социального работника или педагога.
|