Формирование профессиональной направленности - сложная задача. Информации о рабочих местах, о реальных условиях в той или иной сфере деятельности недостаточно. Человек хочет знать, какой трудовой и жизненный успех его ждет, каковы перспективы при работе по избранной специальности? Что можно ответить на это в условиях работы школы? Кто может прогнозировать трудовое будущее юноши, выбирающего профессию'?
В условиях школы прогнозировать будущие трудовые успехи ученика можно лишь на основании анализа его деятельности. Поэтому необходимо предоставить ученику разнообразные возможности участия в труде по предусматриваемой специальности, чтобы он. выполняя простую работу, добивался успеха, лучше узнавая особенности выбираемого труда, развивая свои способности. Такая активизация в работе с молодежью обязательная с точки зрения современной профессиональной ориентации [29- с 58-61].
Рассмотренные признаки школьной профессиональной ориентации дали определение ее сущности. Это - специально организованная система воспитательной и образовательной работы, ставящая целью формирование профессиональной направленности учащихся, их способности сознательно выбирать профессии с учетом общественных потребностей и оказание им помощи в самоопределение при выборе. Под профессиональной направленностью здесь понимается целесообразное сочетание профессиональных ценностей, интересов, склонностей, устремлений, а под способностью сознательно выбирать профессию - самосознание и знание профессиональной действительности, обоснованное принятие решении в конкретной ситуации выбора. Помощь при выборе консультации медицинская, психологическая, социологическая и экономическая. Следовательно, профессиональная ориентация становится педагогической, психологической и социальной проблемой, ибо речь идет о руководстве профессиональном развитии личности; о расширении профессионально-социального опыта. Формировании профессионально-социальной направленности, способности к самопознанию и самооценке, к сознательному выбору профессии. Таким образом, она является наукой, теорией о принципах, методах и содержании руководства развитием личности, способной оптимально применить особенности своей индивидуальности в профессиональном учении и труде. Термин "профессиональная ориентация" вошел в употребление в начале XX в. во Франции, Бельгии. Применяемое нами понятие "профессиональная ориентация" обозначает и теорию и деятельность по развитию всесторонней личности.
При разработке содержания профессиональной ориентации надо исходить из понимания профориентации как составной части учебно-воспитательного процесса, в котором успешно решаются ее задачи: расширение профессионального опыта учащихся, формирование у них мотивов выбора и оказание им помощи в трудный момент самоопределения. Профессиональная ориентация в школе включает следующие компоненты:
I. Формирование профессионального опыта и профессиональной направленности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
1. Ознакомление учащихся с профессиями, профессиональными учебными заведениями (профессиональная информация) и формирование у них мотивов выбора.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|