Профессиональная диагностика осуществляется в целях изучения школьников составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Диагностическое обследование понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей ( в том числе и профессиональных).
Для изучения профессиональных намерений и профессиональных планов школьников могут применяться такие методические приемы как анкеты, беседы, сочинения, а также профессиональные тесты. При этом необходимо выяснить, есть ли у учащегося предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими, имеются ли резервные профессиональные намерения на случай, если не осуществятся основные и т.д. [19-с 101- 104].
Еще одна форма профориентационной работы- профессиональная консультация. Профконсультация, по мнению А.Д. Сазонова – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
В работе профконсультации выделяют три этапа:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации- оказание помощи в выборе профессии и соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально- технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п. [23-с 118-119].
На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта состоит в том, чтобы направлять его деятельность. Н а втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого- педагогическую, медицинскую и справочную.
Для проведения психолого- педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности учащихся. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и других медицинских работников.
Отдельные профессии предъявляют повышенное требование к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеваниям.
В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого- педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора так, чтобы рекомендуемая профессия не шла вразрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему [13- с. 59-61].
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, т.к. основная задача на этом этапе- помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.
Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной [13-с. 76-77].
Профессиональный отбор является частью профориентации. В процессе профессионального отбора определяется профессиональная пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
Как отмечает Н.Г. Гусев, существующее физические и интеллектуальные различия обуславливают доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недопустимость других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями.
Под профессиональным отбором понимают специального организованный исследовательский процесс, цель которого- выявить и определить с помощью научно- обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально- психологической пригодности претендования на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.
Перейти на страницу: 1 2 3
|