Профотбор подразделяется на два типа- констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме «годен» и «негоден». В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что отвечает в большей мере нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест [18- с 67-71].
С усложнением труда в процессе научно- технического прогресса в условиях ускорения возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.
Нередко профотбор трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной пригодности поступающих. Именно поэтому сейчас при вступительных экзаменах введено профориентационное собеседование [13.-с. 99-100].
Социально- профессиональная адаптация молодежи- следующая форма профориентации является важнейшим этапом процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Профессиональная адаптация- это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве [19-. с. 67-68].
Исследователи (В.А. Аптекман, В.Н. Зубков, И.М. Пацула и др.) считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие (Н.Г. Гусев, Н.П. Калашников) утверждают, что начало этого процесса складывается еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально- психологических отношений в малой группе.
Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую [18- с 58-60].
По мнению Н.Г. Гусева, профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.
Социально- психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально- профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.
В заключении необходимо отметить, что подготовка подрастающего поколения к созидательному труду- важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический, психологический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профессиональной деятельности и сокращению безработицы среди молодежи.
Перейти на страницу: 1 2 3
|