Вместе с тем сегодня в законодательстве существует целый ряд пробелов, способствующих распространению неконтролируемой миграции.
Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства.
Нужна четкая система органов, обеспечивающих на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Пока комиссии не могут эту функцию в полной мере реализовать, так как не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.
Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять меры по развитию системы социозащитных учреждений для несовершеннолетних, приведению ее в соответствие с положениями Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", постановления Правительства Российской Федерации № 896 от 27.11.2000 года "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", так как действующая в настоящее время сеть учреждений не соответствует существующим потребностям и нормативам (примерно 22% от утвержденного Правительством Российской Федерации норматива - 1 учреждение на 5-10 тыс. детей).
Органы прокуратуры Российской Федерации всех уровней должны существенно улучшить контроль над соблюдением законодательства о правах детей. Судебным органам Российской Федерации целесообразно сократить сроки и повысить качество рассмотрения в судах уголовных дел в отношении несовершеннолетних, гражданских дел о лишении родительских прав, об усыновлении, об алиментных отношениях, о расторжении брака, и других, касающихся прав и интересов семьи и детей[15].
На основе взаимодействия подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (милиции, общественной безопасности, органам здравоохранения, образования, социальной защиты, опеки и попечительства) необходимо выработать:
механизмы своевременного выявления и учета неблагополучных семей, оказание адресной помощи семьям с трудными детьми через Центры социального обслуживания семей с детьми, возродить деятельность комнат школьника по месту жительства;
меры (правового, медицинского, психологического и социального характера) воздействия с целью устранения негативного влияния семьи на подростка, а также лечение и реабилитацию несовершеннолетних, испытывающих наркотическую, алкогольную и другие виды зависимости, способствующие асоциальному поведению.
В сфере образования необходимо[16]:
Создать условия для получения всеми желающими бесплатного среднего (полного) общего образования.
Разработать новую концепцию профессиональной подготовки в школе, учитывая тенденции структурных изменений в экономике и трудовых ориентациях школьников.
Принять меры к развитию учреждений начального профессионального образования всех типов (профессиональное училище, профессиональный лицей-центр непосредственного профессионального образования, учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение начального профессионального образования).
|