Данные концепции взаимодействуют и дополняют друг друга. Они выражают различные структурные и функциональные стороны социальных ресурсов, используемых на всех уровнях управления, включая муниципальный уровень. Концепция человеческого фактора и концепция человеческих ресурсов различаются, прежде всего, целевой ориентацией. Первая ориентирована на улучшение производственно-экономических показателей организации за счет человеческого фактора, вторая на синхронное улучшение производственно-экономических и социальных показателей [3, с. 68].
В первой концепции акцентируется внимание на важности человеческого фактора в сравнении с другими (природными, техническими и др.) факторами, во второй концепции - на многообразии и масштабности социальных ресурсов. Первая концепция делает акцент на использовании ресурсов, вторая на их развитии. Первая ориентирована на настоящее, вторая на будущее.
Концепция человеческого фактора ограничивается рассмотрением уже имеющегося, наличного ресурса, концепция человеческих ресурсов претендует на выделение и рассмотрение, как имеющихся, так и потенциальных ресурсов, которые необходимо актуализировать и использовать. Рассматриваемые концепции социальных ресурсов различаются целевой и временной ориентацией, функциональной направленностью, предметной масштабностью и стратегической/тактической направленностью.
В целом, концепция человеческого фактора ориентирована на эффективное использование социальных ресурсов для достижения экономических целей, концепция человеческих ресурсов на их развитие и рациональное использование. Концепция человеческого потенциала направлена на обеспечение достойных условий для развития и реализации способностей человека, концепция человеческого капитала на инвестиции в развитие человеческих способностей, повышение их экономического и социального эффекта, концепция социального капитала на важной роли социальных взаимоотношений людей в достижении ими жизненного успеха. Все эти методологические установки имеют принципиально важное значение при анализе социальных ресурсов муниципального образования [4, с. 39].
Ориентация на развитие человеческого потенциала означает, что основной формой организации жизни поселения должна быть не традиционная форма производственного поселения (социальный цех градообразующих предприятий), а поселение как самоценность для человека, как среда обитания и общения, как место, где формируется человеческое сообщество, как составная часть гражданского общества, где каждый имеет возможность реализовать свои потребности, интересы, способности в рамках цивилизованных отношений [5, с. 56].
Как полагает А.А. Озеров, превращение человеческого потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципального управлении составляют стратегическую задачу муниципальной деятельности. Решение задачи участия граждан в местном самоуправлении осложняется отечественными традициями, для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается и как должное. Вследствие этого слаба ориентация жителей, особенно городских, в меньшей степени сельских, на экономическое и иное самообеспечение. Это явление принято называть социальным иждивенчеством, его преодоление потребует длительного времени [6, с. 32].
Использование человеческого ресурса в муниципальном управлении основано на принципе субсидиарности. Согласно этому принципу, решение каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень [7].
Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, принципиально отличающих их, скажем, от природных ресурсов. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы как, например, месторождения полезных ископаемых, тогда как социальные ресурсы в известном смысле неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а, напротив, способствует прогрессирующему изменению, переходу общества на новый, более высокий уровень его развития.
Во-вторых, социальные ресурсы - это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|