Человеческий потенциал — это совокупность физических, духовных, культурных и иных качеств человека и населения в целом. Развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала и есть повышение качества жизни, которое является целью муниципальной деятельности.
Человеческий ресурс — это совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории муниципального образования и для обеспечения самоуправления населения, т. е. для реализации роли человека как субъекта управления. Иначе говоря, человеческий потенциал — то, что вкладывается в человека, а человеческий ресурс — то, что можно получить от него [12, с. 65].
Как считает С. Рощин, понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса тесно взаимосвязаны. Развивая и наращивая человеческий потенциал, вкладывая средства в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан, мы одновременно наращиваем и человеческий ресурс муниципального образования.
К основным направлениям развития человеческого потенциала на местном уровне относятся такие, как обеспечение здоровья человека, образование, культура, социальная защита отдельных групп населения и работа с молодежью.
Реализация этих задач требует скоординированных действий органов местного самоуправления, органов государственной власти (с учетом разграничения полномочий между ними) и общественности.
Вложения в человека, в развитие его потенциала, в наращивание человеческого капитала - самый выгодный вид вложения средств, хотя количественно оценить эффективность этих вложений довольно трудно.
Ориентация на развитие человеческого потенциала означает, что основной формой организации жизни поселения должна быть не традиционная форма производственного поселения (социальный цех градообразующих предприятий), а поселение как самоценность для человека, как среда обитания и общения, как место, где формируется человеческое сообщество, как составная часть гражданского общества, где каждый имеет возможность реализовать свои потребности, интересы, способности в рамках цивилизованных отношений.
Превращение человеческого потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципального управлении, составляют стратегическую задачу муниципальной деятельности [13, с. 10].
Структурный анализ муниципальных социальных ресурсов позволяет выделить и проанализировать 13 разновидностей социальных ресурсов муниципального образования: демографические, трудовые, кадровые, образовательные, информационные, компаративно-состязательные, инновационные, социально-психологические, социально-политические, социокультурные, социально-организационные, социально-экономические, социально-технологические, силовые.
Демографические ресурсы муниципального образования характеризуются общей численностью населения, его половозрастным составом, численностью трудоспособного населения, естественным движением населения (рождаемостью и смертностью), количеством, а также соотношением браков и разводов, миграцией.
Трудовые ресурсы - это экономически активное население, в том числе работающие и безработные.
Кадровые ресурсы выражают более дифференцированную характеристику трудового потенциала муниципального образования с учетом его профессионально-квалификационных признаков и реальной востребованности на рынке труда.
Образовательные ресурсы характеризуются уровнем общего и профессионального образования граждан, численностью обучающихся.
Важную и значительную часть ресурсов муниципального образования образуют информационные ресурсы. Информационное взаимодействие в регионе создает основу для формирования и развития компаративных и состязательных отношений.
Компаративно-состязательные ресурсы связаны с многочисленными социальными, в частности, регулятивными функциями компаративных (т.е. сравнительных) и состязательных отношений.
Общественное развитие в современном мире, экономический рост характеризуются ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. Важное значение приобретают в этой связи инновационные ресурсы муниципального образования, их рациональное использование и развитие.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|