В-третьих, природные ресурсы можно держать в запасе, и от этого они не увеличиваются и не уменьшаются. Иное дело - социальные ресурсы. Их нельзя держать про запас, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать.
В-четвертых, природные ресурсы поддаются количественному измерению и оценке. Можно подсчитать величину энергетических ресурсов и наметить пути их рационального использования. Точно так же можно определить и оценить земельные, водные, лесные и другие ресурсы. Но труднее это сделать применительно к социальному интеллекту.
В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью. На сегодняшний день нет ответа на вопрос, как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность.
Все это в определенной мере затрудняет технологическое освоение социальных ресурсов. На сегодняшний день никто их не считает и не планирует, что вызывает сложности при использовании социальных ресурсов [8, с. 43].
Социальные ресурсы - это продукт совместной деятельности населения, показатель социального интеллекта. Чем выше социальный интеллект местного сообщества, тем большими социальными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.
Социальные ресурсы местного сообщества - крупная теоретическая и практическая проблема. Для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства.
Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов, не распаковав которые, невозможно получить эффективные результаты от реализации любых видов ресурсов - материальных, хозяйственных, природных и т.д.
С термином «социальные ресурсы» логически связаны такие категории, как «социальная активность», «социальное самочувствие», «социальная напряженность», «человеческий потенциал» и «человеческий ресурс».
К примеру, важно выделить понятие «социальная активность», которое традиционно присуще тем социологическим школам и направлениям, которые ориентированы на деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей в границах того или иного общества. Социологи рассматривают социальную активность как осознанную деятельность, результатом которой является преобразование объективных социальных условий. Предполагается, что посредством социальной активности определенных индивидуальных и коллективных субъектов является возможным и осуществимым социальный прогресс социума [9, с. 67].
Социальную активность можно рассматривать и как свойство личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.
Таким образом, «социальная активность – это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во все видах общественной деятельности
Для определения социально-психологического феномена, отражающего в интегрированном виде особенности социальной позиции социальных ресурсов, их места в структуре общества, характера включенности в социальные процессы, а также активности, направленной на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме, используется понятие [10, с. 76].
Важной характеристикой социальных ресурсов, определяющей их социальную активность, является категория «социальная напряженность», под которой понимается некоторая тенденция или прессинг, обусловливающий возникновение дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы. В случае большого напряжения контрольные механизмы социальной системы могут не справиться с задачей поддержания сложившегося баланса отношений, что приводит к разрушению структуры. Такой же эффект имеет слишком низкое напряжение [11, с. 63].
Термин “социальные ресурсы” можно охарактеризовать посредством такой категории, как «человеческий потенциал» (иногда говорят «человеческий капитал») и «человеческий ресурс».
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|