- повышение технологической подготовки муниципальных служащих посредством организации изучения передового опыта и обмена этим опытом, систематического проведения научно-практических семинаров и конференций, проведения ситуационных и организационно-деятельностных игр;
- периодическая аттестация деятельности муниципальных служащих по организационно-технологическим критериям;
- тщательный отбор кадрового состава муниципальных служб;
- обеспечение и координация деятельности общественных и административных органов местного управления с целью успешного решения социальных проблем муниципальных образований.
Система оптимизации использования социальных ресурсов местного самоуправления проходит дальнейшую апробацию в ряде городов и районов Белгородской, Тюменской областей, г. Барнауле, Краснодаре и находится в состоянии постоянного поиска новых эффективных вариантов и моделей.
Необходимо подчеркнуть, что от декларативности использования социальных ресурсов, которая преобладает и по сей день в нашей литературе, можно уйти одним способом: рассматривать конкретные механизмы их реализации на любом уровне управления, прежде всего местного сообщества и трудовой ассоциации, от которых в первую очередь зависит решение этих вопросов. Именно здесь работает и живет человек, реализует свои жизненные цели и удовлетворяет главные свои потребности, поэтому от этого уровня социальной организации и зависит в первую очередь реализация жизненных сил человека [48, с. 54].
Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу обществу, управлению его общественными силами. Для этого необходимы иные философия и культура человеческого сообщества: одаренность, талантливость не заменимы нигде — ни в науке, ни в искусстве, ни в управленческой деятельности. Они - общенациональное достояние, а потому поддержка одаренных, творчески богатых людей — дело всего общества, его политики, проектов и программ поддержки.
Принцип существования современного общества, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, — предоставление всем личностям социально равных условий на старте для самореализации, возможность богатого жизненного выбора, профессионально-управленческого в том числе, способствование самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами, в том числе и управления. Поэтому необходимы колледжи, лицеи, специальные управленческие и научные школы для одаренных людей. Но доступ в них должен быть социально всеобщим.
Критерий отбора — степень одаренности, профессиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в противном случае будет наблюдаться стагнация развития, нарастание разрушающих тенденций. Поэтому в центре социального управления находятся личность управленца, его профессиональные и лидерские качества, которые сегодня изучаются специальными отраслями научного знания в рамках общей теории управления.
Социальный обмен ведет к получению индивидами не только первичных ценностей, но и инструментов их перераспределения (присвоения), таких, как право собственности, связи, привилегированная сословная принадлежность и т. д. Эти инструменты, которые называются социальными ресурсами, могут замещать жизненные ресурсы и позволяют их экономить.
Индивид может пускать накопленные им или его предками социальные ресурсы (являющиеся, по сути, накопленными жизненными ресурсами) во вторичный оборот для достижения новых, более важных социальных целей, то есть экономить время и силы при осуществлении социальной деятельности, вкладывая в эту деятельность связи, собственность, репутацию, сословные привилегии.
Низкий уровень доступа к социальным ресурсам, напротив, заставляет индивида в социальной жизни активнее задействовать свои жизненные ресурсы. Социальные ресурсы распределяются среди индивидов всегда неравномерно. Наделенные ими в большей степени получают возможность присвоения первичных ценностей, созданных жизненными ресурсами тех, кто уступает им по этому показателю. Поэтому социальные ресурсы являются инструментом манипулятивного перераспределения первичных ценностей в пользу тех, кто обладает ими в большей степени, чем его партнеры по социальному обмену.
Этот социальный институт, как и другие (государство, религия и т. д.), появился в результате реализации желания индивида, совершающего разовые акции экспроприации первичных ценностей у других индивидов, закрепить это право за собой и своими потомками. Так, наиболее активные в племени (или поселении) воины, разбойники и шарлатаны сформировали институт племенной воинской и жреческой аристократии, которая затем дала начало возникновению привилегированных сословий и каст. Другие активные хищники, манипуляторы и креаторы, создали институт частной собственности на средства производства, передав права на его использование своим потомкам [49, с. 29].
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|