Отечественный и зарубежный опыт реализации технологий управления социальными ресурсами

Нейтральная среда муниципального управления предполагает отсутствие взаимоисключающих и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия, то есть органов местного самоуправления и социальных ресурсов. На первый взгляд такая среда может являться благоприятной для муниципального образования в целом, поскольку субъекты не имеют взаимоисключающих целей, но одновременно они не имеют и взаимосвязанных целей, что является отрицательным явлением, поскольку данное обстоятельство указывает на «равнодушие» органов муниципального управления по отношению к социальным ресурсам и наоборот.

Таким образом, можно сказать, что деятельность местной власти и социальных ресурсов параллельны относительно друг друга.

Критериями, определяющими особенность муниципальной среды управления, являются изменение уровня социальной напряженности, непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения, показатель устойчивости социально-экономического развития города, а также уровень доверия населения органам муниципальной власти.

С целью совершенствования управления социальными ресурсами на уровне муниципальных образований и обеспечения их ускоренного и устойчивого развития муниципальные органы исполнительной власти РФ ведут работу по следующим направлениям:

- соблюдение принципов оптимизации управления социальными ресурсами, а именно, принципов: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресности социальной поддержки, обратной связи;

- использование технологий оптимального управления социальными ресурсами: социального мониторинга, социального прогнозирования, программно-целевой технологии, социального маркетинга, организационных технологий, территориального и общественного самоуправления, конкурсно-состязательных технологий, технологий социального партнерства, информационных технологий, технологий профессиональной ориентации [51, с. 7].

Изучение местных сообществ и работа по их вовлечению в процесс муниципального управления требуют подготовки соответствующих кадров. В зарубежных странах, например в США, появилась такая профессия, как специалист по развитию местных сообществ.

Одна из задач этой профессии — помощь людям освоении новой системы социальных ценностей. Для России в условиях перехода от тоталитарного общества к демократическому и от психологии социального иждивенчества к самоуправлению и самоорганизации граждан эта проблема особенно актуальна.

Рассмотрим механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления (ТОС) как основополагающего составного элемента социальных ресурсов.

Для реализации многих задач жизнеобеспечения населения органы местного самоуправления должны организовать эффективное взаимодействие с органами ТОС, которое возможно по нескольким направлениям:

- развитие территории — составление планов, программ совместной деятельности;

- использование местных ресурсов — разработка и согласование механизмов выполнения программ совместной деятельности по комплексному развитию территории; » координация деятельности по работе с детьми, подростками, социально-незащищенными слоями и т. п.;

- контроль за содержанием жилищного и нежилого фонда, работой предприятий социальной и бытовой инфраструктуры;

- проведение разъяснительной работы среди населения, информирование населения о проводимых мероприятиях.

Взаимодействие органов местного самоуправления и ТОС должно основываться на принципах добровольности, самостоятельности ТОС при решении собственных задач, взаимного интереса при решении вопросов совместной компетенции и взаимной ответственности.

Сложившаяся практика взаимодействия муниципальной власти с органами ТОС различна — от чрезмерной опеки до эпизодического поверхностного общения. Ряд муниципальных образований практикует бюджетную оплату труда руководителей ТОС, предоставление им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Так, в Портленде (США) администрация взяла на себя техническое обеспечение деятельности общественников (организация центров с компьютерной техникой), предоставление им бесплатных услуг юриста и экономиста.

В некоторых муниципальных образованиях России созданы советы руководителей органов ТОС. Они владеют ситуацией на местах, знают настроения людей и могут оказать существенную помощь в решении муниципальных проблем.

Органы ТОС, проводящие отдельные акции на договорной основе с местной администрацией, наделяются необходимыми для этого средствами. Органы местного самоуправления, передавая органам ТОС на договорной основе отдельные муниципальные полномочия вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, вправе осуществлять контроль за реализацией этих полномочий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта