Мать настолько занята, что не успевает создать свои отношения с ребенком, отдавая весь свой интерес только своей профессии, она не использует даже то ограниченное время, которое у нее фактически остается на ребенка. Также это может быть отвергающее отношение матери к ребенку, у которого отсутствует отец. Она переносит на него свои чувства разочарования и горечи, возникающие из-за трудного общественного положения [13, с. 117].
Депривация в семье по внешним причинам.
Семья в нашем современном обществе имеет центральное значение для психического развития ребенка. Здесь каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка – физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные.
В первый период при обычных условиях – это мать, которая за ребенком не только ухаживает, но и предоставляет ему первые интенсивные эмоциональные стимулы, нянча его на руках, лаская, улыбаясь ему и разговаривая с ним. Роль отца, представляющего определенный пример поведения, а также источник уверенности и авторитета, осознается в более позднем возрасте, но существенна, уже в ранние годы жизни ребенка [13, с. 116].
Следовательно, если в семье, отсутствует какой либо основной член, то возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заменить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы.
Период, когда подобным образом выбыла одна составляющая часть (с момента рождения или позднее, временно или постоянно), а также причина такой диссоциации (ребенок одинокой матери, смерть, служба в армии и военные события, развод) определяют затем дальнейшие условия депривации и возможных сопровождающих конфликтов, способствуя, таким образом, созданию окончательной клинической картины. [13, с. 119].
На воспитание ребенка в неполной семье может отрицательно воздействовать ряд отдельных или вместе взятых факторов:
– вовлечение ребенка в супружеский конфликт в период развода и после него;
– неучастие отца в воспитании ребенка, при отсутствии других представителей мужского пола (дедушки, дядей, друзей матери и т.д.), способных хотя бы частично компенсировать отсутствие отца как образца для осознания себя в качестве представителя соответствующего пола;
– грубые ошибки одинокой матери или одинокого отца в процессе воспитания до полного пренебрежения своими родительскими обязанностями;
– низкий материальный уровень жизни неполной семьи;
– травмирующая ребенка реакция на него со стороны социального окружения (коллектива сверстников, воспитателей, учителей и др.) как на представителя особой категории;
– отсутствие помощи и психологической поддержки матери со стороны ее ближайшего окружения (родственников, подруг, коллег, соседей);
– отсутствие помощи со стороны социальных институтов и социальных служб [37, с. 20–22]; [10, с. 130].
Все вышеперечисленные факторы влияют на возникновении таких проблем у детей из неполной семьи, как:
– затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации ребенка (ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители);
– социальная адаптация ребенка;
– социализация ребенка;
– проблемы в выстраивании взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9
|