Наконец одной из причин возникновения неполной семьи является смерть одного из родителей несовершеннолетнего ребенка. Вдовство – чаще всего удел женщин. Было подсчитано, что вдов среди них к сорока годам больше, чем тех, кто никогда не был замужем, а после пятидесяти больше, чем разведенных.
В последнее время смертность мужчин в трудоспособном возрасте продолжает расти, а значит, увеличивается и число неполных по этой причине семей.
В качестве причин возникновения неполной семьи можно рассматривать и фактическое «разделение» супругов (без юридического оформления развода) по разным причинам (например, муж отбывает заключение в тюрьме, скрывает свое место нахождение и т.д.).
В процессе исследования мы выделили несколько типичных проблем детей из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость социальной поддержки детей из неполных семей в условиях учреждения дополнительного образования. Рассмотрим их:
1. Материальная проблема – одна из типичных проблем неполной семьи материальная. Основная «кормилица» – женщина, которая в большинстве случаев не в состоянии содержать себя и ребенка (детей). Средняя заработная плата женщин в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей не покрывает необходимые расходы на содержание детей, особенно в условиях инфляции.
Размер алиментов, которые получают разведенные женщины, варьирует в широком диапазоне, и нередко эта сумма бывает просто мизерной. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; имеющие низкую заработную плату – по разным причинам); а также женщины с двумя и более детьми. Однако, в ряде случаев отнести неполную семью к категории материально нуждающихся на основании, какого-либо из названных формальных критериев просто невозможно.
Некоторые одинокие матери зарабатывают более чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит и полной нищеты. У многих одиноких матерей фактически отсутствует нормальное жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этом отношении вполне обеспечены [29, с. 210–211]; [23, с. 13–15].
2. Проблема совмещения профессиональной и родительской ролей – эта проблема тесно связана с предыдущей. В случае, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно исследованиям, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% подруги, коллеги по работе, 3% соседи, 3% родители отца ребенка, 4% отец ребенка [12, с. 136].
3. Проблема «неполноты» семьи – одна из специфических проблем неполной семьи – трудности, возникающие, у одинокого родителя (обычно матери) при воспитании ребенка, и собственно проблемы ребенка, растущего в неполной семье.
Неполная семья чаще, чем полная не обеспечивает детям нормальной адаптации в школе, что приводит к низкой успеваемости, к второгодничеству и отсеву. Сравнения полных и неполных семей с детьми, подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей «чаще ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в ПТУ, чем на поступление в ВУЗ».
С одной стороны это свидетельствует о большей самостоятельности, а с другой – связано с худшей успеваемостью, и вероятно с худшими материальными возможностями неполной семьи.
|