Во-вторых, имеются случаи, где данные стимулы и имеются, но для ребенка они не доступны, так как в отношениях воспитывающих его лиц образовался определенный внутренний психический барьер. Последний препятствует удовлетворению потребностей, хотя источник находится почти под рукой. Например, это может быть ребенок одинокой матери.
Мать настолько занята, что не успевает создать свои отношения с ребенком, отдавая весь свой интерес только своей профессии, она не использует даже то ограниченное время, которое у нее фактически остается на ребенка. Также это может быть отвергающее отношение матери к ребенку, у которого отсутствует отец. Она переносит на него свои чувства разочарования и горечи, возникающие из-за трудного общественного положения [13, с. 117].
Возникает депривация в семье и по внешним причинам.
Семья в нашем современном обществе имеет центральное значение для психического развития ребенка. Здесь каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка – физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные.
В первый период при обычных условиях – это мать, которая за ребенком не только ухаживает, но и предоставляет ему первые интенсивные эмоциональные стимулы, нянча его на руках, лаская, улыбаясь ему и разговаривая с ним. Роль отца, представляющего определенный пример поведения, а также источник уверенности и авторитета, осознается в более позднем возрасте, но существенна, уже в ранние годы жизни ребенка [13, с. 116].
Следовательно, если в семье, отсутствует какой либо основной член, то возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заменить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы.
Период, когда подобным образом выбыла одна составляющая часть (с момента рождения или позднее, временно или постоянно), а также причина такой диссоциации (ребенок одинокой матери, смерть, служба в армии и военные события, развод) определяют затем дальнейшие условия депривации и возможных сопровождающих конфликтов, способствуя, таким образом, созданию окончательной клинической картины. [13, с. 119].
Рассмотрим депривацию у детей, воспитывающихся в неполной семье.
Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не представляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени [13, с. 19]; [2, с. 29].
В условиях семейной жизни, могут возникнуть такие ситуации, при которых происходит неудовлетворение основных потребностей ребенка, то есть может возникнуть депривация. Данные условия можно выделить в две группы.
Во-первых, это такие обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально – эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития.
Это имеет место, когда в семье отсутствует отец или мать, если одинокий родитель преобладающую часть дня находится вне дома, если экономическое или культурное состояние семьи настолько низко, что у ребенка отсутствует стимуляция для развития.
Во-вторых, имеются случаи, где данные стимулы и имеются, но для ребенка они не доступны, так как в отношениях воспитывающих его лиц образовался определенный внутренний психический барьер. Последний препятствует удовлетворению потребностей, хотя источник находится почти под рукой. Например, это может быть ребенок одинокой матери.
Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9
|