Большая социальная работа проводится студентами - волонтёрами социальных служб. По подсчётам экспертов, сегодня более 75% молодых американцев входят, по крайней мере, в одну добровольческую группу. Иначе говоря, американский "третий сектор" включает в настоящее время свыше 1 млн. организаций, несущих основной груз социальной защиты и поддержки населения.
Хотя рядом с учащимися в учебном заведении есть и другие профессионалы (учителя, врачи) или добровольные помощники-волонтеры, тем не менее, социальные работники должны быть особенно хорошо подготовлены для выполнения тех особых функций, которые непосредственно связаны с их профессией. Назовем несколько из них.
Учитель социальных и адаптивных (приспособительных) умений, цель которого подготовить учащихся к искусству предотвращения трудных жизненных ситуаций или повышению их способностей приспосабливаться в изменяющихся социальных процессах.
Консультант-клиницист, цель которого помочь учащимся изменить их социальное функционирование путем проникновения в их внутренний мир, анализа своих чувств, вызванных проблематичными общественными ситуациями или какими либо аспектами жизнедеятельности, что позволит им достигнуть желаемого роста. Это непосредственное индивидуальное занятие с личностью с целью систематического воздействия на внутренний мир и психику учащегося для того, чтобы разрешить, ограничить или обеспечить облегчение развивающейся межличностной, или поведенческой, или иной проблемной ситуации. [16, с. 166]
Руководитель рабочей нагрузки, целью которого является установление баланса в рабочей нагрузке учащегося в период его обучения в учебном заведении. Функции его могут быть следующие: - распределение учебного времени; - помощь в выборе предметов для изучения, - обработка информации; - планирование учебного времени и т.д.
Есть в высших учебных заведениях еще и такие работники, как агенты по вопросам социальных изменений, управляющий делами учащегося как клиента, брокер общественных услуг и др., но их основное внимание направлено больше на взрослых людей, достигших 21 года.
Среди направлений работы социального работника в учебном заведении особо важным считаются консультирование и профессиональное руководство деятельностью студентов, колледжей и университетов. Большое внимание уделяется также проблемам, связанным с учебой, добровольному уходу из колледжа и отчислению, достижениям и затруднениям с учебой, потребностью в отработке конкретных учебных навыков, затруднением в выборе наиболее подходящих курсов обучения и т.п. Особое место в работе, требующее серьезной психологической подготовки, занимает разрешение личностных проблем и затруднений студентов: эмоциональных срывов, любовных неудач, трудностей в установлении взаимоотношений с преподавателями, однокашниками, семьей, утрата уверенности в себе и правильности выбора своего будущего и т.д.
Однако нередко круг вопросов, требующих содействия специалистов, значительно шире, они выходят за рамки чисто педагогического содействия. Это и проблемы здоровья, и вопросы финансовой помощи, и размещения на работах, и возможности для внепрограммной деятельности, и жилищные вопросы, и проблемы питания и т.д. И все они, так или иначе, сказываются на самочувствии учащегося.
Интерес к консультированию, его организации, видам и качеству, а также признание его роли в улучшении образовательных возможностей в разных учебных заведениях не одинаков. Различается степень и вид ответственности, приписываемой консультированию в отдельных учебных заведениях. Если колледж уделяет мало внимания или вовсе не занимается систематическим консультированием, студенты ищут его при возникновении затруднений сами, обращаясь к педагогам, администрации или в другие организации. Консультирование, таким образом, все-таки происходит, но при этом возникает вопрос: кем, как и с какой эффективностью оно осуществляется, каков вклад именно колледжа, его социально-педагогической службы в совершенствовании этого вида обслуживания и принимают ли на себя образовательные институты обязательства в отношении благополучия своих студентов.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|