Социальная работа со студентами в ХХI веке - новые обязательства, поликультурный анализ

Научить учащегося самому находить баланс между желаемым, реальным и возможным при предстоящих жизненных решениях - идеальная цель социальных работников, работающих на любом уровне непрерывного образовательного процесса.

В целом можно отметить множество сходных черт между американской и европейской моделями социальной работы со студентами. Принципиальное отличие между ними в том, что основополагающим принципом социальной работы в Западной Европе является предупреждение неблагополучия, превентивный характер социальной помощи. В Соединенных Штатах акцент делается на терапевтический аспект: механизм социальной поддержки включается в том случае, когда налицо все признаки неблагополучия, существует просьба о помощи самого студента и доказано, что он(а) нуждается в помощи. Однако одной просьбы нуждающегося в помощи недостаточно: социальные службы обязаны провести проверку на предмет выяснения, действительно ли нужна помощь заявителю, особенно в тех случаях, когда речь идет о материальных затратах.

Система социальной работы с учащейся молодежью в США отличается от большинства моделей социальной работы других стран также децентрализацией. Она достаточно сложная, но одновременно очень гибкая. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Отдельные программы принимаются местными властями. [14, с. 165]

Одна из проблем социальных работников, возникающая во многих колледжах, - сохранение нормального и прогрессирующего в учебе контингента, поскольку лиц с пограничными состояниями оказывается слишком много. Администрация, общественные организации, заботящиеся о проблемах отклонения в поведении, стремятся переместить внимание социальных служб на патологии поведения, превратив их в психологическую клинику. Студенты со специальными проблемами (нуждами), настойчиво одолевая социальных работников, оттесняют тех, чьи проблемы не столь драматичны и многочисленны. Для устранения такого давления работникам служб приходится ограничивать число интервью на одного студента, отказываться от рассмотрения отдельных типов случаев и т.д.

Однако это не означает, что не обращается серьезного внимания на улучшение умственного здоровья, на постоянную координацию работы с медицинским обслуживанием, на связь с клиниками. Но все же основной упор делается на превентивный подход. Не остаются в стороне и такие социально-психологические проблемы, как взаимодействие и взаимопонимание между обучающимися учащимися.

Одной из главных личных проблем учащихся принято считать проблему адаптации: к колледжу, к школе, особо обращается внимание при поступлении, переходе из начальной школы в среднюю. В младшей средней школе чаще применяется групповой каунслинг; в течение учебного года проводится ряд бесед по программе "домашней комнаты". Анализ их тематики дает ясное представление о том, как в зависимости от возраста учащихся усиливается социальная направленность бесед, проводимых учителем и каунслером - социальным работником. С проблемой личности, личной адаптации в программах тесно связано общественно-гражданское воспитание. В задачи каунслинга вменяется:

¾ нацелить учащихся на эффективную общественно-политическую подготовку;

¾ помочь им понять социальную и гражданскую ответственность и вовлечь в активную социальную деятельность;

¾ помочь учащимся уяснить социальный порядок;

¾ способствовать разработке перспективного плана деятельности для возможно большей общественной пользы. [12, с. 187]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта