Ведущими общими методами работы социальных служб являются консультирование и информирование. В ходе консультирования используются совет, тренировка, интерпретация ситуации, проблемы; разъяснение мысли, положения, факта или эмоционального состояния; увещевание, осуждение, проявление симпатии; все виды недирективного общения; совместное изучение случаев; интервью, обусловливание поведения, психологическое тестирование; групповые дискуссии и тренировки; приемы, исходящие из тех или иных теорий обучения.
В качестве инструментов осуществления названных процедур выступают тесты, информация об образовательных и профессиональных возможностях (в книгах, памфлетах, кинофильмах), компьютерные программы, структурированные интервью и многие практические приемы, не имеющие особой теоретической базы. Справедливости ради необходимо отметить, что большинство используемых за рубежом методов социальной работы хорошо известны в нашей стране. Например, к методам сбора информации относятся опрос, наблюдение, изучение письменных материалов. Метод, используемый для достижения необходимого понимания клиента, называют социальной историей. Необходимо также подчеркнуть, что социальные работники используют весь арсенал методов, имеющихся в распоряжении самых разных отраслей знаний.
Следует отметить, что в социальных службах крупных учебных заведений есть должность консультирующего психолога, требующая профессиональной подготовки на докторском уровне, что отличает ее от практических психологов-консультантов, работающих на уровне методистов. Предпосылками для расширения применения консультирующей психологии в социальной работе с учащимися послужили факторы, связанные с решением задачи обеспечения учащимся возможности на основе коллегиального опыта раскрыть и испытать новые идеи, изучения собственных и чужих установок и ценностей; апробации личностных, социальных, образовательных, профессиональных и общечеловеческих ролей, приобретения ими самостоятельности, овладения контактами с разнообразными, новыми людьми.
Консультирующий психолог как педагог должен помочь учебному заведению обеспечить опыт, развивающий учащегося, а как консультант - помочь ему справиться с напряжением, связанным с новой для него ролью.
Роль социальных служб помощи учащимся с годами возрастает, однако достоверных данных о количестве лиц, участвующих в подобной работе, или колледжей, обеспечивающих такое обслуживание студентов, нет.
Расширение "поля" деятельности социальных служб связано с осознанием того, что многие проблемы учащихся порождены ситуацией, в которой находятся или в которую попадают учащиеся, а не их личностными особенностями; эффективность решений учащегося в большей мере определяется предоставлением ему альтернатив. Отсюда стремление социального работника к совершенствованию учебного заведения, созданию благоприятного психологического климата. Как справедливо отмечают американские ученые (D.Hepworth, J.Lewis, S.Minuchin), касаясь школьных социальных работников, их следовало бы называть психосоциологами образования, поскольку за ними сохраняются и функции клиницистов, и психометристов, и роль исследователей; в то же время на них возлагаются обязанности содействовать решению сугубо социальных проблем.
Традиционно центральным и предпочитаемым всеми социальными работниками видом работ является непосредственное общение с учащимися с целью помочь им лучше понять себя, облегчить принятие решений; улучшить результативность проблемных решений, развить ценностные установки, обратить внимание на изучение отношений и используя множественные теоретические модели, способствовать выработке Я-концепции и готовности к совместному труду. Не случайно в качестве параметров изучения развития студентов-учащихся используют следующие показатели: компетентность, управление эмоциями, самостоятельность, развитие целостности личности, межличностных отношений, интегративности и целеполагания. [17, с. 142]
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|